Логотип

СВОЙ ПУТЬ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

В роду Гаяне Мартиросян — одни киношники. Дед — Амасий Мартиросян — известный режиссер-постановщик, стоявший у истоков отечественного кинематографа. Отец — Рубен Амасиевич — пошел по стопам прославленного родителя, а мама — Епраксия Бабаян долгие годы работала режиссером по дубляжу. Да и бабушка, Елена Мусинянц, преподавала вокальное искусство студентам театрального института. Не пойти в кино при такой предрасположенности Гаяне просто не могла. Правда, безгранично любящий внучку дед пытался оградить ее от творческих переживаний, говоря, что "творческий процесс имеет взлеты и падения и не так приятны взлеты, сколь больны падения". Тем не менее Гаяне поступила на отделение режиссуры драмы в Ереванский художественно-театральный институт.
Уже на IV курсе института Гаяне работала на "Арменфильме", но не как режиссер кино: выбрала в творчестве иной путь — сказочный мир кукольной мультипликации, в котором живет до сих пор.
— Свой первый кукольный театр я создала дома, когда была совсем маленькой. Он помещался в небольшой чемоданчик, доставшийся мне от бабушки. Единственной настоящей куклой в "труппе" была старая кошка с заплатами, которая надевалась на пальцы. Остальных "актеров", например слоника, сделанного из шланга противогаза, я придумывала сама. Позже бабушка купила мне наборы сказочных персонажей, и, соорудив маленькую ширмочку, я разыгрывала для нее кукольные спектакли. Это был театр одного актера для одного зрителя. . . Прежде чем серьезно заняться мультипликацией, я осуществила в Ереванском кукольном театре свою единственную постановку — "Сказку о колокольчике", которая значилась в репертуаре около пяти лет.
— Вашей первой авторской работой стал рисованный мультфильм, после чего вы начали создавать кукольные фильмы. В чем разница между этими видами мультипликации?
— Первый фильм, снятый совместно с В. Маиляном по сказке Ов. Туманяна "Конец зла", назывался "Счастливый конец" и был для меня этаким черновиком, неудачным дебютом. Дело в том, что я больше склонна к объемности в мультипликации, лучше чувствую сценическую глубину, планы, мизансцены, вижу объем кадра. Достичь этого можно в кукольной мультипликации, которая для меня похожа на игровое кино. Поэтому своим настоящим дебютом в мультипликации я считаю сказку "Глупец" — объемный фильм, "мой" в полном смысле слова.
— Вы снимаете мультфильмы для детей, но их с удовольствием смотрят и взрослые, так как зачастую в сказочной оболочке подаются серьезные темы. Можно ли считать подобный подход вашим творческим кредо?
— Авторские и народные сказки известны всем и уже не раз воплощены в мультфильмах в разных интерпретациях. Для меня же в работе важен мой разговор с детьми на волнующие их темы. К примеру, мультфильм "Война на нашей улице", снятый по рассказу В. Сарояна "Война", я сняла после событий в Сумгаите, но фильм актуален до сих пор, хотя мне бы хотелось, чтоб он перестал быть таковым. . . По-иному актуальна тема фильма "Пришелец", снятого мной в ответ на повальное увлечение компьютерами. Идея фильма — протест против компьютеров, крадущих у детей драгоценное время, отпущенное на общение друг с другом, родителями, с природой, литературой. В то же время мне интересны и проблемы человеческих взаимоотношений, добра и зла, любви, которые также становятся темами моих мультфильмов. К подобным работам я могу отнести фильмы "На крыльях ветра", трилогию про добрых духов и другие. Главное, чтобы все, что желает сказать режиссер-мультипликатор, оборачивалось в детском восприятии сказкой.
— Отчего, на ваш взгляд, зависит успех мультфильма?
— Тут срабатывают разные факторвы. Это и тема, и сценарий. Кстати, к пяти своим фильмам сценарии я написала сама. Определенная доля успеха зависит и от актеров, озвучивающих мультгероев: ведь им нередко приходится создавать звуковой образ персонажа. Я легко и с удовольствием работаю с такими профессионалами, как Микаэл Погосян, Анна Элбакян, Анна Экекян, которые часто дублируют по 2-3 роли в одном фильме. Успех мультфильма во многом зависит и от финансов, особенно если это полнометражный фильм. Так, сейчас приостановлена моя работа над фильмом "Арегназан" по сказке Агаяна. Это часовой фильм, в котором должны быть задействованы больше 30 кукол, "массовка" в виде коней, собирательные образы героев народных сказок, однако из-за отсутствия финансов я пока не могу продолжить работу. Но главный фактор успеха — не терять того, что ты несешь в душе с детства, воспринимать своих маленьких зрителей как серьезных человечков, с которыми надо говорить обо всем только доступным для них языком.
— Насколько мне известно, у вас были также попытки создания пластилиновых мультфильмов?
— Я сняла 10 пластилиновых мультяшек, которые входили в известный "Бумеранг". Работать с пластилином очень интересно, если использовать фактуру этого материала, как это делал в своем творчестве, к примеру, Бардин. Но это тоже недешевое удовольствие. Правда, сегодня с пластилином работают мои студенты IV курса Ереванского государственного института театра и кино, и у них неплохо получается.
— Кстати, о студентах. Вы яляетесь "первооткрывателем" курса мультипликации в Армении. Можете ли вы сказать, что им удастся заполнить ту брешь, которая появилась у нас в этом виде искусства?
— А бреши как таковой у нас нет. Роберт Саакянц, Наира Мурадян, я и другие мультипликаторы продолжаем работать, просто почему-то отечественная продукция не показывается на наших телеканалах. Эти фильмы можно найти сегодня на видеосборниках, дисках, и они пользуются большой популярностью за пределами Армении, в Спюрке. Наш же зритель по непонятным причинам остается изолированным от родной мультпродукции. Что касается студентов, то все четверо — талантливые ребята, не только осваивающие современные методы мультипликации, но и умеющие фантазировать, мыслить мультипликационно. Кстати, все они уже успели стать призерами разных фестивалей.
— Каким вы видите современного героя армянских мультфильмов?
— Каждая эпоха имела своих героев в литературе, кино и даже мультипликации. В современной эпохе его нет, наверное, потому, что время не утряслось, движется в стихийном ритме. Самый популярный образ сегодня — это успешный бизнесмен, который фигурирует в наших рекламных роликах. Но мне бы не хотелось, чтоб он стал героем времени. Поэтому мы должны постараться сформировать такого героя, который служил бы достойным примером для наших детей, как это было во все времена.