Логотип

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИМФОНИИ НУНЕ АГБАЛЯН

 

РОСПИСЬ ПО ШЕЛКУ – ЖАНР, в котором творит Н.Агбалян, — родилась в 2000г. на выставке в США. К тому времени творчество художницы из Армении было известно не только на родине, но и за ее пределами. Россия, Германия, Франция, Швеция, Австрия, Канада – где бы ни выставлялась Нуне, везде ее ждал успех. А началось все с работы в Ереванском трикотажном объединении им.Мясникяна, куда она поступила по распределению по окончании Московского государственного текстильного института.

Молодой специалист с красным дипломом, Нуне сразу привлекла внимание опытных текстильщиков. Будучи модельером и художником по тканям, она быстро освоилась на предприятии и вскоре работала на современнейшем по тем временам оборудовании, позволяющем печатать изображения на трикотажных изделиях с помощью специальных красителей. Однажды она решила разрисовать этими красками ткань. Опыт удался, и с тех пор Нуне, в душе которой жил художник, начала экспериментировать с красками и материей. Но лишь спустя годы, оказавшись на творческом семинаре художников-дизайнеров в Паланге, она впервые представила публике свои работы.

По возвращении в Ереван Нуне решила выставить плоды своих экспериментов. Успех был очевиден, сама же художница осознала, что хочет стать свободным творцом. В 1990г. друзья предложили ей открыть выставку в Германии. За 20 дней в мастерской, предоставленной ей в небольшом немецком городке Вупперталь, Нуне Агбалян создала 34 оригинальные работы, распроданные в первые же часы выставки. В Ереван она возвращалась с твердым решением уйти с предприятия и полностью посвятить себя искусству.

ДОМА ЕЕ ЖДАЛ ПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ – Нуне предложили преподавать в Художественно-театральном институте, где открылся факультет художественного оформления и моделирования изделий текстильной и легкой промышленности. С тех пор преподавание заняло прочное место в ее жизни: творческая натура, Нуне постоянно меняет методику и придумывает новые проекты для студентов. Со временем в ее мастерскую стали приходить женщины разных возрастов, чтобы обучиться искусству батика и росписи по шелку.
Прекрасно справляясь с ролью педагога, Нуне продолжала создавать все новые шелковые полотна.

Как композитору достаточно семи нот, чтобы сочинять разные произведения, так и Нуне хватает гаммы радужных красок и набора символов, чтобы писать разнообразные картины. Начав с традиционного батика, художница со временем совершенствовала технику работы по ткани и занялась росписью по шелку. Придерживаясь канонов живописи, Нуне в то же время постоянно пребывает в состоянии творческой свободы и импровизации. Работая прямо на ткани, без предварительных эскизов, она наносит линии и образы по макету, рожденному в ее не знающем границ воображении. Однако макеты каждый раз обрастают новыми деталями, которые диктует сама ткань, порою капризная и неподвластная, живущая, по словам Нуне, своей жизнью. Эта «своенравность» шелка и дает простор фантазии, позволяет импровизировать, создавать иллюзорные образы.

Большое место в творчестве Нуне занимают образы женщин. Многие ее картины – своеобразные оды хранительницам очага, продолжательницам рода, надменным красавицам, нежным возлюбленным, бальзаковским героиням… Безликие или наделенные красивыми чертами, эти дамы при первом взгляде кажутся одинаковыми. Но стоит присмотреться — и замечаешь, что каждая индивидуальна в своем характере и чувствах, рассказывает свою историю. Кстати, повествовательность – одна из отличительных черт живописи Нуне Агбалян. Многие ее картины заполнены символическими образами, при этом каждый персонаж или деталь имеет свою сюжетно-смысловую нагрузку. «Мне хочется, чтобы зритель долго и с интересом рассматривал каждую картину, попытался прочесть ее и найти интригующую развязку, которую я скрыла за символами», — говорит художница.

ОСОБУЮ КРАСОЧНОСТЬ ШЕЛКОВЫМ ПОЛОТНАМ Н.АГБАЛЯН придает присущая ее творчеству декоративность, в которой ощутимы отголоски армянской карпетной орнаменталистики и символики параджановских коллажей с элементами средневековой миниатюры. От этого картины становятся необычайно пестрыми, но не броскими. Помимо картин на шелке Нуне нередко украшает и аксессуары. Ее расписные сумочки, косметички, веера, зонты дополняют дамский гардероб, помогают создать неповторимый стиль в одежде, а торшеры, занавеси и другие изделия делают уютным домашний интерьер.
Один из оригинальных проектов Нуне Агбалян — копии произведений выдающихся живописцев Моне, Ван-Гога, Климта и других, выполненные на шелке по заказу магазина в Лас-Вегасе. Проект помог художнице прочувствовать каждого живописца, его манеру письма, технику, эпоху, в которой он творил. «Общение с мастерами даже на уровне копий – великолепная школа для каждого художника», – считает Нуне.

Нуне Агбалян участвовала в более чем 80 групповых и персональных выставках, последняя из них с большим успехом прошла недавно в Союзе художников Армении, членом которого она является уже 20 лет. Профессор ереванской Академии художеств Н.Агбалян воспитала не одно поколение специалистов, лучшие из которых сегодня признаны в Армении и за рубежом. Работы художницы находятся в музеях и частных коллекциях разных стран. Самое крупное ее полотно хранится в Ереване и украшает интерьер столичной мэрии: занавес размером 60 кв.м – это дань любимому городу, где Нуне Агбалян продолжает жить и расписывать свои виртуозные панно на шелке.