Парочка бытовых инструментов, лист бумаги, минимум металла и уйма творческой фантазии — пожалуй, этого достаточно, чтобы с головой уйти в искусство и создавать произведения, не имеющие аналогов. Во всяком случае для Гургена Гадачика — известного режиссера и оператора, автора многочисленных фильмов и телевизионных рубрик, в котором однажды проснулся художник и скульптор.
Произошло это чуть более 20 лет назад, когда он вместе с коллегой и другом Варужаном Акопяном снимал на пленку спектакль "Носорог" по Эжену Ионеско в ереванском театре "Гой". "Возникла сумасбродная идея — оригинально украсить титры к фильму, — вспоминает Гурген Гадачик, — ведь в те времена в стране не было компьютеров, титры делались вручную. Вот и выплавил я небольшого носорога, который в итоге в титры не попал, но разбудил во мне художника". Была еще одна причина, подтолкнувшая Гадачика к художественному творчеству. В 1990-91гг. он работал над видеокаталогом "Искусство Армении", в котором были представлены более 120 видных армянских художников, ювелиров, скульпторов и творцов иных жанров. "За этот период я вобрал в себя многоликое армянское искусство, которое в моей интерпретации начало выплескиваться уже с 1991г.", — признается Гурген.
Металлопластика, металлопись, аппликации металлических сплавов, металлографика — то, чем уже 21 год удивляет местную и зарубежную публику Г.Гадачик, называют по-разному, пытаясь хотя бы приближенно охарактеризовать указанный жанр. Сам Гурген называет свое направление в искусстве гугизмом. Термин был придуман в шутку, от своего же имени, да так и закрепился за творчеством Гадачика. Оно и верно, ведь для полотен, разрисованных вместо красок выплавленным металлом и не живописной кистью, а обыкновенным паяльником, нужен был свой термин. Если учесть и художественные достоинства картин Гадачика, полных философского смысла, то "гугизм" вправе занять свое место в ряду прочих "измов" в искусстве.
Через металл можно передать настроение, чувства, размышления и даже абстрактное восприятие мира, считает Г.Гадачик. На творчество художника вдохновляет многое — ассоциации, сиюминутные эмоции, обыденные ситуации, фильмы и спектакли. Так, в 1993г., когда Армения погрузилась в полный мрак и в домах не было ни света, ни воды, художнику в глаза бросилось белье, развешанное после стирки на 9-м этаже. Вскоре появилась картина под названием "Стирка". 1996 год запомнился Гургену как год политического противостояния в период президентских выборов, так родилась картина "Два быка". Еще одна работа — "Эмиграция", на которой человеческие фигурки улетают в неизвестность, и лишь последний романтик оглядывается назад, словно вопрошая: а правы ли мы? Снимая спектакли для видеоцентра "Театр", основанного им самим с Варужаном Акопяном, Гадачик вдохновлялся театральным действом и мощью актерской игры. Затем появлялись его металлические герои — Король Лир, Дон-Кихот и Санчо Панса, а вслед за ними Мгер Мкртчян, Хорен Абрамян, Сос Саркисян, Метаксия Симонян.
"Человек может иметь власть и богатство, но все в руках судьбы, которая может повернуть колесо вспять". Это высказывание Черчилля отражено в творчестве художника. Вообще судьба, фортуна — одна из частых его тем, "колесо" — один из постоянных металлических атрибутов картин. Стоит ли "оседлать" колесо фортуны или лучше полностью довериться своей судьбе и плыть по течению? Этот вопрос невольно возникает при просмотре многих полотен художника. Ответ для каждого свой. Автор скорее призывает следовать пословице "На Бога надейся, а сам не плошай". Немало работ посвятил Гадачик правдолюбцам-шутам.
Работы Гадачика распределены по сериям: "Космос", "Зодиаки", "Великие люди", "Высказывания", "Религия", "Мифы", "Притчи" и другие. В эстетике Гадачика улавливается два основных момента. Первый — философичность, выраженная деталями-символами вечных истин о бренности бытия, главенстве духовного над материальным и т.д. Второй — уникальная способность передать в миниатюрных фигурках пластику движения, трепет человеческих чувств, изменяющийся космос. Это позволяет говорить о большом творце, в котором интеллект и идейность сочетаются с художественной интуицией и тонкостью души романтика с изрядным чувством доброго юмора.
Для своих полотен Гадачик использует разные металлы — бронзу, серебро, золото, но в основе его палитры — металлическая смесь, представляющая собой придуманный художником особый состав, который со временем не чернеет. Гурген Гадачик работает в своей собственной технике, секреты которой никому до конца не раскрывает. Для художника все работы — любимые, но есть особые, отмеченные красными точками. "Это моя коллекция, собственность, визитная карточка, которую я не продаю и не дарю", — говорит Гурген.
За годы творчества Г.Гадачик создал около пяти тысяч миниатюрных картин, а также большое количество бронзовых статуэток, которые сегодня находятся в разных уголках мира, украшают частные собрания коллекционеров Армении, России, США, Великобритании, Польши, Германии, Италии, Франции и Греции. А сделанные им призы-сувениры для многочисленных фестивалей вручаются лучшим актерам, режиссерам, музыкантам и иным деятелям искусства. Работы Гадачика есть у Владимира Спивакова, Шарля Азнавура, Кшиштофа Пендерецкого, Александра Квасневского и у других известных личностей. Первая выставка картин Гургена Гадачика прошла в Москве еще в 1994г. На днях в Российском центре науки и культуры в Ереване была представлена экспозиция работ Гадачика из 22 картин и бронзовой скульптуры "Дон-Кихот", раскрывающая своеобразное видение мира, глубину ощущений и богатое воображение мастера.
Есть еще одна сторона творчества Гургена Гадачика — психологическая, ибо, по мнению некоторых врачей, его картины способны выполнять функцию арт-терапии, т.е. лечить искусством, так как они полны покоя, умиротворенности и созидательности. Сам автор тоже считает свои работы своеобразной отдушиной как для зрителей, так и для себя, приводящей мысли и чувства в полный порядок и идеальную гармонию.
