Логотип

АРМЕНИИ ОБЪЯВЛЕНА ВОЙНА

Угрозы решить карабахский конфликт силой раздаются из Баку с частотой примерно раз в неделю, если не больше. Однако события последнего времени, ставшие логичным итогом полутора десятка последних лет, не оставляют сомнений в том, что война на самом деле уже объявлена и с каждым днем разворачивается с новой силой. Единственным отличием этой войны от реальных боевых действий является отсутствие человеческих жертв, но ее последствия уже в ближайшее время могут быть весьма и весьма серьезными для нашей страны.
То, что еще пять-десять лет назад казалось слабыми потугами и способно было вызвать лишь улыбку, сегодня переросло в угрожающего размаха информационную и пропагандистскую войну против армянского народа. Неуклюжие попытки, которыми еще вчера Баку пытался переиграть Ереван, сегодня обретают почерк масштабного профессионального наступления на Армению и Арцах — наступления, в котором Баку и Анкара объединились для борьбы уже не только с армянскими государствами, но и с армянской диаспорой, ее структурами и лоббистской деятельностью. На эту войну не жалеются ни средства, ни силы, ведется она отнюдь не усилиями отдельных ультранационалистических организаций, а под особым патронажем высших госчинов.
То, что вчера не имело четких очертаний и носило декларативный характер, сегодня обрело организационные формы и заявлено официально. Турция и Азербайджан уже не только не скрывают единство своих целей и стратегии, но открыто объявляют о намерении максимально усилить информационно-пропагандистский террор против Армении. Недавно озвученная цифра в 10 миллионов долларов, которую эти два государства тратят в год на антиармянскую пропаганду, впечатляет, но вряд ли ее можно считать окончательной — слишком высоки ставки в этой опасной игре.
То, что вчера с тревогой воспринималось лишь определенной частью армянского общества, сегодня ясно и четко вырисовывается перед всеми, кто хотя бы в незначительной степени следит за разворачивающимися событиями. Вовсе не случайно об этом вдруг начали говорить многие — и даже отечественные политики, до того отмахивающиеся от темы, как от назойливой мухи, внезапно "осознали" необходимость ответных шагов. К сожалению, в искренность этих заявлений верится лишь со скидкой на предвыборный популизм, но те тревожные выступления, которые прозвучали из уст представителей лоббистских армянских организаций буквально в течение последнего месяца, невозможно игнорировать. Эти выступления однозначно свидетельствуют: в армяно-турецком противостоянии наступил качественно новый этап, главным признаком которого является беспрецедентное наступление на позиции армян во всем мире с мобилизацией всех сил и возможностей.
То, о чем еще вчера предупреждали отдельные журналисты и представители общественности, тщетно взывая к госструктурам и госчиновникам, сегодня, став физически ощутимым, казалось бы, должно наконец получить адекватную оценку в виде адекватных мер. Потому что продолжать и дальше с олимпийским спокойствием взирать на масштабную информационную войну против армянского народа сегодня не просто недопустимо, но и опасно. Увы, каких-либо видимых признаков осознания этой опасности пока нет, и это настораживает даже больше, нежели разворачиваемая "братскими народами" грязная антиармянская возня.
Состоявшийся недавно Форум турецких и азербайджанских диаспор, носивший, несомненно, в первую очередь характер пиаровской акции, тем не менее зафиксировал единство целей, методов и средств. При этом азербайджанцы на самом высоком уровне клятвенно пообещали вести борьбу против признания Геноцида армян, а турки честно признались, что карабахская проблема — "кровоточащая рана для турецкого народа".
В Азербайджане действительно весьма ревностно относятся к проблеме признания Геноцида и проявляют себя в этом вопросе даже больше турками, нежели сами турки. Ибо если в Турции отдельные представители общественности могут себе позволить признать Геноцид армян, то в Азербайджане такого представить невозможно.
Однако для нас тут важнее другое: объединившись в информационной войне против Армении и подтвердив антиармянскую общность своих проблем, Азербайджан и Турция фактически признали то, что изначально было ясно. А именно: карабахская проблема является неотъемлемой частью Ай Дата, а значит, и пропагандистская, и лоббистская деятельность армянского государства и армянской диаспоры должна в максимальной степени сочетать в себе весь комплекс проблемы, без разделения ее на этап "начала" и "конца" ХХ века. Отсюда логически вытекает насущнейшая необходимость объединения усилий государства Армения и организаций армянской диаспоры с целью разработки концепции и стратегии лоббистской и информационной работы и координации действий.И если на уровне диаспоры в определенной степени проявлено понимание подобного подхода, то реакция — точнее, отсутствие таковой — со стороны официальных армянских лиц уже не выдерживает никакой критики.
В первую очередь — со стороны внешнеполитического ведомства, поскольку в выступлениях армянских лоббистов из разных стран мира красной нитью сквозило недоумение по поводу крайней пассивности армянских диппредставительств за рубежом. Об этом говорится и пишется уже много лет, выезжающие за рубеж на всякого рода международные форумы и встречи представители армянской общественности постоянно подчеркивают бездеятельность и отсутствие профессионализма в работе армянских дипломатов. Но все это остается гласом вопиющего в пустыне, хотя слабость и пассивность посольств Армении за рубежом становится одним из важнейших факторов, обуславливающих поражение страны не только в области информации и пропаганды, но и на уровне более масштабном.Тем не менее осознания этого, скорее всего, нет даже сейчас. Об этом свидетельствует реакция министра ИД РА, который заявил всего лишь, что "антиармянская политика азербайджанской пропаганды бесперспективна". Какой, однако, оптимист! Надо ли понимать это так, что МИД не собирается менять стиль и содержание работы? К примеру, видел ли кто-либо из сотрудников этого ведомства или армянского посольства в Москве весь тот комплексный антиармянский антураж, что усиленно распространяется в российской студенческой среде — майки, книжки, буклеты на разных языках, листовки, — объединенный одной темой: "армянский террор, армянский фашизм" и т. д. ?
Ясно одно: продолжающееся бездействие на государственном уровне, вызванное нежеланием осознать новые реалии и новые особенности армяно-турецкого противостояния, представляет собой открытую угрозу не только в сфере информационной, но и в целом геополитической безопасности двух армянских государств. Война, которая объявлена нам с беспощадностью использования испробованного арсенала турецких стратегов в сочетании с новыми возможностями опьяневшего от нефти Азербайджана, требует новых подходов и новых технологий. Усилия энтузиастов, на частном уровне столько лет героически противостоявших этому арсеналу, сегодня, на фоне массированной и мощно финансируемой антиармянской кампании, способны вызвать лишь грустную улыбку.
Государство и Диаспора, уже имеющие немалый опыт сотрудничества в различных сферах, просто обязаны сплотить усилия против фронтального наступления на армянские позиции в международном масштабе. И решающая роль здесь принадлежит именно государству Армения, которое должно наконец осознать неопровержимый факт: нам объявлена самая что ни на есть война. Против нас пытаются применить самое, возможно, мощное оружие XXI века — информационные технологии, в которые вкладывается максимум антиармянской грязи. Не понимать этого и не предпринимать соответствующих шагов — преступно.