Между Азербайджаном и Грузией назревает нешуточный "культурный" скандал. В ходе процесса делимитации государственных границ представители сторон столкнулись с проблемой монастырского комплекса Давид Гареджи, находящегося прямо на границе, причем большая его часть расположена на территории Азербайджана. И если до поры до времени стороны вели себя сдержанно, стараясь не обострять ситуацию, то последнее заявление заместителя министра ИД Азербайджана Халафа Халафова вызвало в Грузии волну негодования.
Как нетрудно догадаться, господин Халафов не просто поставил под сомнение грузинскую идентичность памятника — он категорично назвал его "древнеалбанским христианским памятником Кешикчи". Одновременно бакинские ученые почему-то считают, что "исконную принадлежность памятника установить практически невозможно". Это при том, что, как сообщают СМИ, в одном из монастырей комплекса сохранилось единственное изображение грузинской царицы Тамары и царя Давида.
Понятно, что заявления азербайджанской стороны в Грузии встретили с возмущением. Последовала гневная реакция со стороны Грузинской Православной церкви, представитель которой отметил, что заявления о том, что древние грузинские памятники являются албанскими, "не выдерживают никакой критики". Попутно представители Грузинской церкви вспомнили и о том, что "албанскими объявлены все расположенные на территории Саингило (Закатальский, Балакенский и Гахский районы Азербайджана. — Ред.) грузинские храмы". Весьма категорично высказался сам Католикос Илия Второй, по словам которого "обитель Давид Гареджи является величайшей святыней Грузии и Грузинской церкви. Он должен остаться как монастырь, как лавра, где будут служить монахи, и поэтому руководство нашей страны должно сделать все, чтобы Давид Гареджи был включен в состав Грузии".
Еще больший ажиотаж среди общественно-политической элиты Грузии вызвало появившееся в печати сообщение о том, что правительство этой страны готово объявить территорию монастырского комплекса "свободной туристической зоной". Министр культуры Грузии поспешил, однако, откреститься от обвинений, заявив, что это была "абсурдная идея, к которой министерство не имеет никакого отношения". Оппозиционные деятели в ответ заявили, что располагают неопровержимыми доказательствами того, что грузинское правительство готово было согласиться на подобное предложение, но отказалось после заявления Католикоса. Согласно другим сообщениям, Грузия предложила азербайджанской стороне близлежащие земли в обмен на территорию монастыря, однако это категорично отвергается уже в Баку. Собственно, ничего удивительного в этом нет, учитывая давнюю привычку азербайджанцев присваивать себе чужие исторические памятники, объявляя их если уж не своими, то хотя бы албанскими.
Мы отнюдь не собираемся казаться "больше грузинами, чем сами грузины" и отстаивать несомненность грузинской принадлежности памятника. Как заметил министр культуры этой страны, "дружественный уровень отношений между Грузией и Азербайджаном позволит нам урегулировать эту проблему цивилизованным путем". Что ж, пусть в Тбилиси попробуют пойти "цивилизованным путем" в отношениях со страной, "цивилизованность" которой зашла так далеко, что позволяет ей варварски уничтожать уникальные памятники христианской культуры. Посмотрим, что из этого получится. Особенно с учетом того, что в Баку уже категорично и на официальном уровне объявляют грузинский памятник албанским.
Кому-кому, а нам эта песенка знакома давно: многочисленные армянские памятники, не дающие покоя жаждущему древности Азербайджану, тоже в массовом порядке объявляются "албанскими". Похоже, в соседней стране налицо мучительное раздвоение национальной самоидентификации: с одной стороны, очевидна этническая общность с Турцией, а с другой — так хочется считать себя потомками древних албанцев. Как иначе обосновать свои претензии на христианские памятники региона? Помнится, один из "ученых" этой страны в отчаянии предпринял попытку объявить, что, дескать, азербайджанцы в древности были христианами. Но, видимо, "открытие" пришлось властям не по вкусу и его не стали развивать. Так что в ходу остается "албанская теория". При этом вопрос, почему именно азербайджанцы являются наследниками "албанских" христианских памятников, остается без ответа.Более того, завязнув в скандале вокруг комплекса Давид Гареджи, в Баку усиленно провоцируют армяно-грузинские разногласия в вопросе церквей. Как сообщила одна из газет, недавно в Академии наук Азербайджана состоялось обсуждение "новых фактов преступных деяний армян", которые заключаются в "присвоении грузинских памятников" и. . . ни больше ни меньше, в "геноциде против арабов Египта". Поистине, широте фантазии славных азербайджанских ученых нет предела: скоро Баку может обвинить армян, например, в стерилизации индейских племен в джунглях Амазонки или уничтожении чукчей на просторах Антарктиды.
Вернемся, однако, в наш регион. Как бы ни закончилась история с монастырем Давид Гареджи, ясно, что такого рода культурные "разборки" еще долго будут лихорадить регион. Маниакальное стремление Баку обзавестись "древними памятниками", пусть даже христианскими, ограничивалось до сих пор только армянским культурным наследием, теперь эту паранойю почувствовали на себе и в Тбилиси.
Можно было бы попенять грузинской стороне, которая никак не отреагировала на уничтожение армянских хачкаров Старой Джуги — хотя бы из чувства христианской солидарности. Но особенности и тенденции региональной политики последних лет давно уже не дают повода для подобных "сантиментов". Посему ограничимся лишь констатацией неопровержимого факта: наглая экспансия Азербайджана против древнего христианского наследия региона будет и дальше набирать обороты, не щадя даже стратегических союзников. И претензии на "албанское культурное наследие" — всего лишь циничное прикрытие для захвата чужого за неимением своего.