21 августа появилось сенсационное сообщение о признании одной из влиятельных еврейских организаций США — Антидиффамационной лигой (АДЛ) — Геноцида армян. В свете предстоящего в Конгрессе обсуждения резолюции 106 подобное заявление выглядело серьезным поворотом в расстановке сил, тем более что американские еврейские организации до сих пор старались блокировать какие-либо решения Вашингтона по вопросу Геноцида 1915 года. Турция закатилась в истерике — даже выборы президента оказались отодвинутыми на второй план — настолько ошеломляющим и опасным показался Анкаре этот удар. Последовали спешные контакты с руководством Израиля с требованием оказать давление на АДЛ, для выражения "разочарования и гнева Турции" был даже отозван из отпуска посол в Израиле, который не стал скрывать "серьезное беспокойство своей страны" по поводу решения еврейской организации.
Через несколько дней, 28 августа, офис премьер-министра Турции распространил сообщение о том, что АДЛ отказывается от своего решения. Это сообщение оказалось примитивной "уткой" — во всяком случае ни одно информационное агентство, включая еврейские новостные сайты, не подтвердило его. Даже азербайджанские источники не подхватили эту сомнительную "новость", выданную, очевидно, турками в порыве бессильного гнева, не считаясь с последствиями дезинформации. И хотя руководитель АДЛ Эйб Фоксман заявил, что отношение организации к принятию резолюции 106 остается негативным, Турция действительно сильно обеспокоена, отлично осознавая, что позиция Лиги может оказать определенное воздействие не только на процесс обсуждения в Конгрессе, но и на дальнейшие тенденции в вопросе международного признания Геноцида армян.
Между тем ситуация с решением Антидиффамационной лиги получила широкую прессу. Многие источники подчеркивают, что это решение было принято внезапно, под давлением общественного мнения, и связано с критическим заявлением местного совета одного из пригородов Бостона в адрес еврейской организации. Ранее в АДЛ прошли увольнения, связанные именно с публичным признанием Геноцида сотрудниками этой правозащитной организации. Оказавшись перед угрозой общественного порицания и падения авторитета, Эйб Фоксман выступил с заявлением, в котором говорилось: "Взвесив все, мы решили разделить взгляды Генри Моргентау, утверждавшего, что последствия тех действий были действительно равносильны геноциду. Если бы тогда существовало слово "геноцид", эти события назывались бы именно так" (www. jewish. ru). В интервью газете The Jerusalem Post Фоксман также сказал, что новая позиция АДЛ не должна повлиять на отношения с Турцией, поскольку организация по-прежнему выступает против резолюции Конгресса, будучи "убежденной в том, что резолюция Конгресса по данному вопросу не будет способствовать налаживанию отношений между турками и армянами и может поставить под угрозу мирное существование турецкой еврейской общины и военное сотрудничество между Турцией, Израилем и США".
Отдадим должное г-ну Фоксману: он четко, без излишних сантиментов расставляет акценты — как геополитические, так и — что весьма симптоматично — этнополитические. Отвечая на конкретный вопрос, не опасается ли руководитель АДЛ за безопасность проживающих в Турции евреев, Фоксман говорит: "Надеюсь, нет, потому что мы не изменили нашу основную позицию, направленную против резолюции Конгресса по этому поводу". Остается предположить, что в случае поддержки еврейскими организациями резолюции о признании Геноцида турецкие евреи окажутся под серьезной угрозой — и это еще один инструмент в руках Турции для влияния на еврейские организации и государство Израиль.
То же самое, кстати, можно сказать и об отношениях Азербайджан — Израиль, которые в последнее время умышленно выпячиваются, особенно азербайджанской стороной, как чуть ли не чудо толерантности. Одновременно азербайджанские деятели признают, что в вопросе лоббирования своих интересов в США они полагаются в первую очередь на еврейские организации. Примитивная псевдополитическая сделка "ты — мне, я — тебе" в данном случае настолько откровенно цинична, что об истинной толерантности даже и говорить не приходится: достаточно было одного — и то с оговорками — решения одной правозащитной организации, чтобы встали вопросы безопасности еврейской общины.(Вспоминается приснопамятный вопрос Горбачева: "А вы подумали об армянской общине Баку?" Звенья одной цепи. . .)
Со всеми оговорками и недомолвками решение Антидиффамационной лиги тем не менее трудно переоценить — и Турцию совершенно оправданно обуяла великая паника. Не секрет, что позиция еврейской общины и еврейских лоббистских организаций Америки имеет существенное значение в вопросе признания США Геноцида армян и именно с ними и позицией официального Израиля связаны надежды Турции. До сих пор в противостоянии армянскому лобби еврейские организации своей позиции не меняли, и решение АДЛ — первая ласточка, которая может потянуть за собой целый шлейф крайне нежелательных для Турции событий, конечным результатом которых неизбежно станет признание Геноцида армян.
С другой стороны, продолжающийся скандал с АДЛ — всего лишь одно из проявлений того противостояния политического расчета и нравственности, которое сопровождает весь процесс международного признания Геноцида. В последнее время это противостояние лишь обострилось, находя конкретное выражение уже в ситуациях, казалось бы, не имеющих прямого отношения к вопросу, — вспомним хотя бы процесс назначения очередного посла США в РА, в ходе которого признание или непризнание Геноцида довольно неожиданно обрело роль решающего фактора. Точно так же позиция еврейской общины США вкупе с официальной позицией Израиля постепенно обретает решающий смысл, особенно в свете того неопровержимого факта, что Геноцид не подвергается сомнению со стороны многих видных еврейских ученых-геноцидоведов и представителей общественности.
В этом контексте показательна статья под названием "Двойным стандартом по геноциду армян", опубликованная в газете "Маарив" 27 августа. Автор статьи Яаков Ахимеир считает, что именно еврейские организации должны были первыми поддержать принятие резолюции 106. "Не будем преуменьшать важность нормальных отношений с Турцией, — пишет журналист. — Но выполняя условия Анкары, Израиль и еврейские организации в диаспоре оказываются перед серьезной нравственной дилеммой. Представим себе, что парламент некоего государства, руководствуясь посторонними интересами, снял бы с повестки дня обсуждение Катастрофы европейского еврейства. Мы подняли бы шум до небес! До сих пор Израиль считается с Турцией и глушит голос совести. Но поступая так, мы фактически отрицаем первый геноцид, случившийся в ХХ веке! Как же так: Израиль и еврейские организации отрицают факт массовых убийств гражданского населения? Разве может такое быть? Но это именно то, что происходит".
Да, это именно то, что происходит: все отлично знают, что Геноцид армян был, но продолжают использовать этот исторический факт в собственных интересах. Голос совести заглушается геополитическими расчетами. Но он уже давно прорывается — даже, казалось бы, в предельно плотно завязанных узелках. Турция мечется и бьет тревогу — кому, как не ей, опасаться этого, звучащего словно набат, голоса человеческой совести?