Мемориал Цицернакаберда:
40 ЛЕТ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Это было ровно сорок лет назад — 29 ноября 1967 года в столице Советской Армении был открыт Мемориальный комплекс памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции. Сегодня уже трудно представить, чего стоило и что значило создание в советские годы памятника, сразу ставшего не только одним из символов Еревана, но и сакральным для армян всего мира местом, где словно сконцентрировалась вековая боль и вечная память армянского народа о невинных жертвах. Одновременно трудно уже представить Ереван без этого памятника — настолько органично он вписался в городской ландшафт, городскую ауру и в сознание ереванцев. И вот уже 40 лет каждый год 24 апреля сюда поднимается нескончаемый поток людей, которые не только воздают дань памяти миллионам трагически погибших соотечественников, но и говорят решительное "нет" геноциду как способу разрешения политических и иных противостояний.
Как удалось добиться разрешения Москвы на строительство мемориала, какой путь прошел памятник за четыре десятка лет, что предусмотрено сделать на территории комплекса в ближайшее время? Об этом рассказывает директор Музея-института Геноцида армян Гайк ДЕМОЯН.
— Решение создать такой мемориал было принято в 1965 году, сразу после известных событий, связанных с 50-летием Геноцида, и в определенной степени под давлением общественности. По сути дела это было беспрецедентное решение — построить памятник, который не был связан с общей исторической памятью советского народа, а носил национальный характер и был связан исключительно с историей и памятью о трагедии одного народа. Какого труда стоило добиться такого решения, доказывает тот факт, что руководители Советской Армении все время торопили строителей, стремясь поскорее закончить строительство, словно боялись, что из Москвы может поступить приказ об отмене. Ключевую роль в решении об установке памятника сыграл тогдашний первый секретарь Компартии Армении Яков Заробян, и, по одной из версий, именно это стало причиной отстранения его от должности.
На объявленный конкурс проектов было представлено множество вариантов с разной концепцией. Всем было ясно, что мемориал должен стать квинтэссенцией пережитого целым народом, вобрать в себя всю гамму его эмоций и боли и стать вечным напоминанием о том, что такое не должно повториться. В итоге победил проект, предложенный архитекторами Сашуром Калашяном, Артуром Тарханяном и художником О. Хачатряном. Открытие мемориала в Цицернакаберде состоялось 29 ноября 1967 года — и этот день советизации Армении тоже был выбран неслучайно.
Хочу подчеркнуть, что создание памятника имело не только символическое, но и в определенной степени политическое значение — по сути это означало, что СССР признал факт Геноцида армян.
Что касается места для постройки мемориала, были разные предложения, но в конце концов был выбран холм Цицернакаберд с открывающимся замечательным панорамным видом на Арарат.
— Символика мемориала всегда вызывала множество толкований и суждений. Что он означает по замыслу самих авторов?
— Действительно, за прошедшие годы памятник породил много мифов и легенд не только в Армении, но и в Диаспоре, и все они были, конечно же, обусловлены исторической памятью и переживаниями народа. Ни один армянин не может без волнения подняться на это ставшее сакральным место — Цицернакаберд, своей величественной простотой и благородством форм памятник обращен к самым сокровенным чувствам любого человека, будь он армянином или представителем другой нации. Цицернакаберд напоминает о страшной трагедии нашего народа и о том, что подобное не должно повториться — нигде, ни в одном уголке земного шара и ни с одним народом. Можно смело сказать, что этот Мемориальный комплекс уникален в своем роде.
Композиция мемориала состоит из трех частей. Устремленный ввысь раздвоенный шпиль символизирует обновленную, возрожденную Армению, 12 склоненных колонн означают раскрытую могилу, из которой вырывается вечный огонь, как вечная память. Третья часть — мемориальная стена, на которой выгравированы названия армянонаселенных городов и селений, ставших в те годы ареной массовых убийств и гонений. С недавних пор на обратной стороне стены каждый год проводятся символические перезахоронения людей, имена которых навсегда остались в благодарной памяти армянского народа как неотъемлемая часть общей исторической памяти о тех событиях. Эту традицию мы будем продолжать.
Кстати, как раз сегодня ко мне пришел Юси Бьерн из Норвегии, внук Бодиль Бьерн — норвежской миссионерки и свидетельницы массовых убийств армян в Муше, спасшей сотни армянских жизней. Он специально приехал в Армению для съемок фильма о своей действительно легендарной бабушке.
Посещение Цицернакабердского мемориала включено в список официальных протокольных визитов, и это также обязывает всех нас содержать памятник и его окрестности в должном порядке. С 1996г. на территории мемориала появилась Аллея памяти, где сажают деревья почетные гости.
— Какие есть планы по развитию Мемориального комплекса?
— Планы касаются в первую очередь деятельности Музея-института. Мы собираемся активизировать исследовательскую работу, проводить различные мероприятия, издавать литературу, обогащать архивы. В будущем году готовимся отметить ряд знаменательных юбилеев. У нас уже налажены прочные связи с различными организациями и архивами, в которых хранятся уникальные документы о Геноциде армян. Ожидаются командировки наших сотрудников для сбора этих материалов. Ведутся работы по созданию концептуально новой экспозиции музея, что поможет по-новому воспринимать и осознавать происшедшее. Несколько месяцев назад в интернете появился сайт Музея-института Геноцида армян, который постоянно обновляется, и вскоре к английской версии добавятся армянская и русская.
А 27-28 ноября состоится международная научная конференция "От воспоминаний к увековечению", посвященная 40-летию Мемориального комплекса памяти жертв Геноцида армян, в которой планируется участие ученых из нескольких стран.