Логотип

«ЯЗЫК ВРАЖДЫ» В ИНОМ ОБЛИЧЬЕ

Летом 2004 года в "ГА" была опубликована статья "Зомби в Европе", где речь шла об одном из азербайджанских студентов Американского университета Болгарии, отстраненного от учебы за полное ругани, ненависти и угроз электронное письмо в адрес армян. Пожалуй, это было первое публичное проявление на международном уровне "азербайджанских зомби" — поколения, воспитанного в атмосфере расизма и ксенофобии. Студент этот потом написал унизительное и лицемерное письмо в адрес владельца сайта armenianhouse. info в газету Californian courier, в котором в лучших турецких традициях буквально извивался в извинениях, лизоблюдствуя и слезно моля простить его "эмоциональный порыв": еще бы, перед ним стояла реальная перспектива исключения из университета, и "блестящая" карьера могла закончиться не начавшись.
Напомню, что это было спустя всего несколько месяцев после злодейского убийства в Будапеште и студент Р. Зейналов тогда не просто написал угрожающее письмо в адрес армян — он прежде всего грудью стал на защиту своего кумира Сафарова и, снабдив омерзительное послание обильной порцией мата, угрожал армянам, что, дескать, "мы сделаем то же самое со всеми вами". Таким образом, речь шла не просто о "языке вражды", а о явном случае шизофрении, ибо сложно иначе характеризовать человека, называющего убийцу беззащитного спящего коллеги героем и своим кумиром.
Однако изворотливость и лживость помогли этому субчику не только отвертеться от серьезного наказания, но и обратить этот случай во благо собственной карьере. Сегодня расист Зейналов вовсю проповедует "толерантность", причем не только на уровне своего университета — он стал руководителем филиала международной организации, название которой можно перевести примерно так: "Люди — людям" (People to people international). Организация создана около 50 лет назад американским президентом Д. Эйзенхауэром и ее деятельность направлена на развитие дружбы и понимания между народами.
Если бы этот молодой человек искренне покаялся и осознал недопустимость своего поступка и подобного отношения к другой нации, все это еще можно было бы понять. Однако Зейналов продолжал врать, утверждая, что употребил язык вражды всего лишь в ответ на "обидное сообщение" в адрес азербайджанцев на одном из форумов. Ни слова о своем преклонении перед убийцей армянина и ни слова о собственных угрозах в адрес армян. И вот теперь этот деятель не только обучает других толерантности и борьбе с расизмом, но и мило сообщает болгарским друзьям, что решил провести конференцию на тему борьбы против расизма по примеру той, что была проведена на его родине — в Азербайджане. А профессор университета, который в свое время отреагировал на сообщение о письме Зейналова и отлучил его от занятий, наивно утверждает, что тот, дескать, осознал свою "эмоциональную ошибку" и его опыт может служить примером для других. Нет, воистину "зомби" постепенно совершенствуют свои навыки и, мимикрируя, делают тем не менее свое черное дело. . .
С тех пор в азербайджанской прессе систематически появляются сообщения о студентах-азербайджанцах, которые, обучаясь в различных университетах мира, оказываются вовлеченными бакинским режимом в разного рода антиармянские авантюры. Порой даже складывается впечатление, что их главной целью является отнюдь не учеба, а яростная пропаганда и грубые провокации, которые нередко оборачиваются против них же. Более того, в проводимую Баку грязную игру вовлекаются спортсмены и артисты, представители НПО и деятели искусств. Совсем недавно произошел еще один случай, аналогичный болгарскому, о котором наша газета также писала. Речь идет о шахматисте Раджабове, который без тени смущения заявил в интервью азербайджанскому агентству о своей ненависти к армянам. Шахматный мир довольно бурно отреагировал на это беспрецедентное в мире спорта заявление, а президент ФИДЕ К. Илюмжинов назвал его недопустимым.
Дальше, однако, дело не пошло, хотя, как утверждают околошахматные деятели, Раджабов удостоился резко негативного отношения своих коллег. Не последовало ни официального осуждения со стороны шахматных организаций, ни каких-либо санкций. К тому же Раджабов является еще и Послом доброй воли ЮНИСЕФ, однако и данная организация пока никак не отреагировала на его поступок, хотя, по нашим сведениям, туда поступали обращения по этому поводу. Винить в этом следует только армянскую сторону, которая так и не удосужилась обратиться в ФИДЕ с требованием не только дать оценку поступку шахматиста, но и наказать его за недостойное спортсмена поведение и высказывание. Фактически в данном случае мы также имеем дело с классическим языком ненависти, более того, Раджабов, подобно Зейналову, тоже был вынужден написать извинения, но сделал он это не в адрес армянских коллег и даже не опроверг сказанное, а всего лишь понес околесицу все о том же — о "20%".
Дальше эта отнюдь не шахматная история получила интересный оборот. Товарищ Раджабова по сборной Ш. Мамедъяров заявил в интервью одной из бакинских газет, что, дескать, на соревнованиях Кубка мира в Ханты-Мансийске "армяне и российские шахматисты собирали подписи под заявлением против Раджабова". Он его не подписал и объяснил, что "они вмешиваются не в свое дело". Логика, надо признать, весьма оригинальная, но вопрос даже не в этом. А в том, что Мамедъяров попросту врет. По крайней мере армянские шахматисты, к которым мы обратились за разъяснениями по поводу письма, ответили, что ни о чем подобном они даже не слышали.
Любопытно и другое. Как сказал нам один из армянских шахматистов, Владимир Акопян, отношения между нашими и азербайджанскими спортсменами абсолютно нормальные, коллегиальные. Зачем же надо было Раджабову так дискредитировать себя в глазах шахматного мира — это все-таки не безмозглый выкормыш турецких аскеров и даже не щенок-студент, а гроссмейстер, имеющий солидную спортивную репутацию. Ответ может быть только один: бакинский режим требует безоговорочного подчинения собственным установкам, не признавая авторитетов и не щадя даже добившихся каких-либо результатов в своей области профессионалов. Скорее наоборот: чем известнее человек, тем больше он обязан выполнять антиармянские директивы. Это как нормы ГТО, которые в современном Азербайджане должен сдавать каждый: лояльность режиму проверяется антиармянизмом.
Тем не менее эти истории, как видно, чему-то научили отцов антиармянской истерии в Баку. По крайней мере наряду с обычными оголтелыми и маразматическими заявлениями из Азербайджана в последнее время льются потоки сладострастных речей о "вере и надежде" в "мудрость народов". Видимо, под давлением международного сообщества в Баку начали готовить свой народ к миру — и, надо признать, тоже весьма своеобразно: во всем обвиняется третья сторона, столкнувшая "братские народы". При этом делаются порой кощунственные заявления: например, о том, что азербайджанская интеллигенция якобы осудила в свое время "сумгаит" (имена при этом, естественно, не называются по причине отсутствия оных) , или что, оказывается, азербайджанские строители поспешили на помощь Армении в дни Спитакского землетрясения. Видимо, в Баку полагают, что мы забыли о празднике в Азербайджане в те черные для нас дни, забыли о разворованных и растерзанных вагонах с надписями "поздравляем с землетрясением". . .
Впрочем, последние тенденции "миротворчества" по-бакински заслуживают отдельного разговора. А пока отметим, что нельзя в одной статье вести велеречивые разговоры о необходимости налаживать мир и доверие, а рядом помещать дикие заявления депутатши Пашаевой о том, что, оказывается, "Иреван был в 1918 году передан Армении и стал называться Ереваном". Понятно, что невежество азербайджанских депутатов и не такие перлы выдавало, но, видимо, этой ханум, назначенной — после Г. Гаджиевой — главным выразителем настроений бакинских верхов (наверное, по причине близкого родства с первой леди) за ради баланса даются совершенно обратные указания. Чтобы вдруг кто-то ненароком не поверил в серьезность "миротворческих" намерений Баку.
Никто и не собирается верить — судя по всему, даже посредники. Во всяком случае в последнее время в международном сообществе появляется понимание того, кто именно раздувает расистскую истерию и пропагандирует этническую нетерпимость в регионе. Никакие "толерантные" конференции не спасут истинный облик Азербайджана, который в реальности формируют "зомби", — те самые, для которых язык вражды стал столь же привычным, сколь и поклонение герою-убийце — обязательным атрибутом "патриотизма".