Совет Европы странным образом связывает демократизацию Азербайджана с "восстановлением территориальной целостности"
Состоявшееся в Киеве последнее заседание Мониторингового комитета ПАСЕ привлекло внимание не только армянских политических кругов, озабоченных проблемой выполнения требований Резолюции 1609, но и азербайджанских. Дело в том, что на этом заседании был заслушан отчет содокладчиков по Азербайджану и принят проект резолюции, который будет представлен на предстоящей в июне очередной сессии ПАСЕ.
Текст проекта резолюции, предложенный содокладчиками А. Херкелем и Е. Живковой, достаточно критичен и уже вызвал негативную реакцию со стороны ряда депутатов Азербайджана. Однако, наряду с перечислением застарелых правозащитных проблем, в него вошел пункт, которого Азербайджан очень долго добивался и который не может не вызвать недоумения. А именно: члены Мониторингового комитета считают, что "устойчивое демократическое развитие Азербайджана невозможно, пока не будет восстановлена территориальная целостность страны". Фраза эта звучит тем более странно, что никак не связана с основным текстом. Однако на фоне остальных, ставших уже привычными пунктов о "необходимости освободить арестованных журналистов, политзаключенных, обеспечить свободу СМИ и внести поправки в Избирательный кодекс", который год кочующих из текста в текст, эта фраза, очевидно, стала приятной новостью для официального Баку. Правда, содокладчики на этот раз проявили особую критичность, связанную, несомненно, с приближением в этой стране президентских выборов, но, думается, в Баку многое готовы будут простить ПАСЕ за эту одну, но весьма желанную фразу.
Легко вспомнить, что в течение всех лет членства в Совете Европы именно ссылка на неразрешенность конфликта была главным аргументом для представителей Азербайджана, пытавшихся оправдать наличие в стране серьезных проблем с демократией. Причем на выдуманный "1 млн" беженцев и раздутые "20%" оккупированных территорий "валили" практически все: преследования оппозиции и наличие большого числа политзаключенных, аресты журналистов и закрытие газет, применение пыток и насилия в правоохранительных органах, ограничения свободы собраний и даже смерть отдельных политзаключенных в тюрьмах. Интересно, что пару лет назад, когда в Азербайджане еще существовали "палаточные городки" беженцев, европейские депутаты и не думали связывать правозащитные проблемы с урегулированием конфликта. А вот теперь, когда палатки практически ликвидированы, Баку добился своего, получив практически карт-бланш на консервацию демократических реформ, которые, впрочем, никогда особо и не прогрессировали в этой стране.
Между тем проблемы Азербайджана действительно кочуют из доклада в доклад, тексты которых ужесточаются по мере приближения мало-мальски заметных событий, в основном выборов, и носят вялотекущий критический характер в остальное время. Баку успел приучить всех докладчиков к мысли не только о том, что к этой стране нельзя подходить с общепринятыми критериями демократического развития, но и к тому, что главной особенностью, а значит, и причиной промедления является именно неурегулированность Карабахского вопроса. Тем самым Азербайджан фактически убивает двух зайцев одновременно: очередного признания того, что его "территориальная целостность" нарушена, — во-первых, и уважительной причины больших проблем с демократией — во-вторых.
Но непредвзятому человеку действительно трудно понять, каким образом перечисленные в проекте резолюции проблемы обусловлены "территориальной целостностью" — в частности, и Карабахским вопросом в целом. Судите сами: основной акцент в отчете содокладчиков поставлен на арестованных журналистах (их осталось трое — братья Ганимад Захид и Мирза Сахит и главный редактор закрытого "Монитора" Эйнулла Фатуллаев) и на внесении поправок в Избирательный кодекс, призванных обеспечить "демократические выборы". Оставим в стороне вопрос о том, что реальной демократией выборы еще долго не будут пахнуть не только в Азербайджане, но и в остальных странах Южного Кавказа, в том числе благодаря политической беспринципности европейских организаций и той же ПАСЕ. Но очень хочется задаться вопросом: какое отношение имеет освобождение арестованных журналистов и внесение поправок в ИК к "территориальной целостности" Азербайджана и ее весьма сомнительному "восстановлению"?
Или вопрос политзаключенных, никак не находящий решения на протяжении многих лет, несмотря на все усилия европейцев. Как именно соотносятся 30 остающихся за решеткой азербайджанских политзаключенных с Карабахской проблемой? Следует ли понимать так, что если бы решение вопроса было уже найдено, эти самые политзеки находились бы на свободе? Или в Азербайджане не преследовали бы журналистов и не закрывали оппозиционные СМИ? И вообще — как все-таки ситуация с правами человека связана с "терцелостностью"? По логике, скорее наоборот: на меньшей территории эти права соблюдать легче, а уж армяне на своих освобожденных территориях сами разберутся со своими правами. . . А может, дело отчасти и в том, что правозащитная ситуация в том же Арцахе, живущем по вине Азербайджана по законам полувоенного времени, куда лучше — здесь по крайней мере нет ни арестованных журналистов, ни политзеков, а выборы удостаивались только одобрения со стороны международных наблюдателей.
Скорее всего руководство Азербайджана на пороге выборов нашло способ уговорить евродепутатов включить эту фразу как частичную индульгенцию нынешних и будущих нарушений демократических норм. Дескать, вы же сами говорили, что требовать от нас демократии невозможно, пока не "восстановлена: и т. д. и т. п. " Если и дальше так пойдет, Азербайджану в самый раз предъявить ультиматум: мол, если хотите, чтобы мы демократически устойчиво развивались — восстанавливайте нашу целостность. Абсурд, но не больший, чем фраза в резолюции. Наконец, где обычный в таких случаях паритет? Территориальная целостность Армении тоже нарушена — вспомним хотя бы Арцвашен, в стране десятки тысяч беженцев — почему бы и в армянскую резолюцию лихо не ввернуть фразу о "невозможности устойчивого демразвития"? Вот была бы радость нашим и провластным, и оппозиционным "демократам"!
А если серьезно, то вызывает удивление то обстоятельство, что с армянской стороны нет никакой реакции на эту весьма опасную фразу. Присутствовавший на заседании в Киеве руководитель армянской делегации в ПАСЕ Д. Арутюнян, судя по сообщениям, никак не отреагировал, хотя вопросы напрашиваются сами собой. Понятно, что нашим не до этого — своих проблем с Ассамблеей хватает. Но это все же не может стать причиной для того, чтобы обойти вопрос на июньской сессии ПАСЕ, где эта самая резолюция будет внесена в повестку дня. Наши депутаты просто обязаны принять активное участие в обсуждении проекта — вспомним, какую "демократическую" прыть проявляют азербайджанцы, когда дело касается Армении, — и задать два вопроса. Первый: какое отношение имеет демократизация к "восстановлению терцелостности"? И второй: а что, если она — что более чем вероятно — не будет восстановлена? Неужели на "демократическом" Азербайджане торжественно и навсегда поставят крест?