Логотип

БАКИНСКОЕ ЛИЦО ЖЕНЕВСКИХ КОНВЕНЦИЙ

Четверо граждан Армении продолжают оставаться в плену
Ровно месяц назад четверо граждан Армении, имена которых назывались в прессе, поехали в приграничное с Нахиджеваном село Хачик помочь своему другу-военнослужащему в "разборках" с сослуживцами. Дружеская "услуга", в результате которой в воинской части вынуждены были вызвать военную полицию, дорого обошлась четверке. Пытаясь улизнуть от полиции, они заблудились и свернули в сторону азербайджанской территории, оказавшись по ту сторону границы. И попали в плен.
Произошло это 28 апреля. С тех пор в прессе появилось немало сообщений о дальнейшей судьбе задержанных. Сразу после пленения армянская сторона информировала о достигнутом двустороннем соглашении относительно возвращения. Однако, когда все уже было "на мази", азербайджанцы сорвали процедуру и отказались возвращать пленных граждан Армении. Тем не менее министр обороны РА неоднократно извещал о том, что усилия продолжаются и четверка будет непременно возвращена на родину. Более того, министр практически без утайки озвучил все подробности инцидента, признав недостаток дисциплины в воинской части и пообещав разобраться и с виновными, и со всем остальным.
Пленение военнослужащих в зоне конфликта в последние годы стало обычным явлением. Более того, за последние год-два наметилась очевидная тенденция к добровольному переходу азербайджанскими солдатами границы с целью спастись от неуставных отношений, беспредела, психологического и физического насилия, царящего в воинских частях соседней страны. Таких случаев было множество, все они подробно освещались в прессе и даже азербайджанская сторона вынуждена была стыдливо признать, что эти практически массовые переходы границы и добровольная сдача в плен "врагу", образ которого неустанно и настойчиво лепит официальный Баку, свидетельствуют о плачевной ситуации в азербайджанской армии вопреки громогласным заявлениям ее руководителей.
В данном случае, однако, важнее другое. Все случаи добровольного перехода или пленения азербайджанских военнослужащих в последние годы можно считать практически показательными примерами приверженности Женевским конвенциям со стороны РА и НКР. О случаях пленения сообщалось немедленно, к ним сразу же допускались представители Международного Комитета Красного Креста, налаживалась переписка с родными и т. д. При этом дела заканчивались по-разному — были и такие пленные, которые добивались передачи их третьей стороне, дабы избежать возвращения на родину и неминуемого в таких случаях уголовного осуждения и тюремного срока. Все остальные возвращались в строгом соответствии с нормами международного гуманитарного права.
Случай с четырьмя гражданами Армении, однако, выходит за пределы практики последних лет. В первую очередь по той причине, что в плен попали не военнослужащие, а мирные жители, заблудившиеся в темноте и невольно оказавшиеся на чужой территории. В таких случаях, как говорят специалисты, действуют другие правила и другие сроки. Но одно должно быть обязательным: неуклонное следование Женевским конвенциям, распространяющимся не только на военнопленных, но и на мирных граждан. К сожалению, азербайджанская сторона сама себя освободила от необходимости соблюдения конвенций, к которым эта страна официально присоединилась.
Прежде всего эти люди были объявлены в Азербайджане диверсантами-спецназовцами, заброшенными якобы на территорию Нахиджевана для организации провокаций. По словам специалистов, это в принципе обычное явление и предполагает последующие процедуры: расследование, суд, осуждение, приговор и только затем возвращение на родину. Однако все это время, весь период нахождения в плену в отношении задержанных должны соблюдаться нормы и правила гуманитарного права вне зависимости от того, в каких взаимоотношениях находятся государства. В данном случае эти нормы очевидным образом были нарушены.
Только месяц спустя, буквально на днях, к пленным были наконец допущены представители Бакинской делегации Международного Комитета Красного Креста, хотя в соответствии с практикой представителям МККК должен быть обеспечен незамедлительный и беспрепятственный допуск к пленным для мониторинга условий их содержания, а также для налаживания семейной переписки. Согласно сообщениям Ереванской делегации МККК, пленные не жаловались на условия содержания, им были также переданы письма родных.
Сам факт длительного отказа сотрудникам авторитетной международной гуманитарной организации, давно уже работающей в регионе конфликта, в выполнении их обязанностей согласно мандату, точно так же, как и отсутствие должной реакции руководства МККК на подобное поведение азербайджанской стороны по меньшей мере удивительны. Фактически целый месяц не было каких-либо достоверных сведений о состоянии и условиях содержания граждан РА. Таким образом, если армянская сторона в подобных случаях постоянно и неукоснительно придерживается цивилизованных норм и принципов гуманитарного права, обеспечивая доступ и надлежащие условия содержания пленных, то Азербайджан в очередной раз демонстрирует своеобразие подходов к нормам и практике цивилизованного мира.
В этой истории есть еще один вызывающий недоумение момент. С самого начала вопросом занималось оборонное ведомство Армении, все новости и сообщения на тему озвучивались министром обороны, возможно, в качестве члена Государственной комиссии по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших. Понятно, что инцидент произошел в воинской части, но этим и ограничивается какая-либо причастность Министерства обороны к судьбе пленных. Все дальнейшие действия в плане возвращения граждан должны предприниматься Министерством иностранных дел РА, которое пока что по непонятным причинам хранит молчание, предоставив карт-бланш Минобороны.
Подобная позиция МИД выглядит странной, поскольку речь идет о мирных гражданах Республики Армения, оказавшихся на территории чужого государства.
Как бы ни старалась азербайджанская сторона навесить на них ярлык "провокаторов и спецназовцев", понятно, что это абсолютно мирные люди, сельчане, нелепо попавшие в плен в результате бытового инцидента. И факт отсутствия дипотношений между Арменией и Азербайджаном в данном случае ничего не значит — в мировой дипломатической практике имеются опробованные механизмы, применяемые в таких случаях. Обычно все делается через третью страну, к которой пострадавшая сторона — в данном случае Армения — может обратиться с просьбой о посредничестве в возвращении своих граждан. Равнодушие — иначе не скажешь — МИД РА к судьбе четырех граждан страны по меньшей мере удивляет.
Месяц, прошедший со времени пленения армянских граждан, показал, что их возвращение может затянуться, а путь к нему может стать довольно тернистым. Поэтому на данном этапе наиболее важными представляются два фактора. Прежде всего необходимо обеспечить регулярные посещения пленных со стороны сотрудников Бакинской делегации МККК, контроль над условиями их содержания и состояния, а также связь с родственниками посредством писем. И второе — активное применение армянской стороной в лице МИД РА всех практикуемых в подобных случаях средств и возможностей для обеспечения скорейшего возвращения граждан страны на родину.