Логотип

КОМУ ЗА ДЕРЖАВУ НЕ ОБИДНО

Как сообщили на днях СМИ, "ряд правозащитных организаций Армении, Азербайджана и Грузии выступили с призывом к Парламентской ассамблее Совета Европы назначить специального докладчика по политзаключенным на Южном Кавказе". Аргументация более чем красноречива: "В то время как в 2001г. критерии определения "политзаключенного" были разработаны для Азербайджана и Армении, в дальнейшем они использовались лишь для Азербайджана. Проблема стала актуальна для всего Южного Кавказа, когда после выборов в Армении появилось от 138 до 192 политзаключенных, а в Грузии — не менее 26".
Прежде чем перейти к армянским подписантам обращения, обратим внимание на весьма примечательный момент: инициатором выступила Федерация правозащитных организаций Азербайджана. А подписали его правозащитники, которые последовательно и профессионально занимаются проблемой политзеков: Лейла Юнус и Эльдар Зейналов. Что именно заставило их выступить с подобной инициативой, понятно, как, впрочем, понятны и побудительные причины армянских "правозащитников". Разница в том, что первые делали и делают это исходя из интересов своей страны, а вторые — совсем наоборот.
Вероятность назначения спецдокладчика по политзаключенным словно дамоклов меч давно уже висит над Азербайджаном. С первого же дня членства в Совете Европы этот вопрос являлся одним из главных во взаимоотношениях Баку со Страсбургом. Число политзеков в Азербайджане увеличивалось или уменьшалось в зависимости от ситуации и настроений власти, но они там были всегда. Бакинские правозащитники не один грант "съели" на политзеках, постоянно представляя списки, отчеты, проводя мониторинги и выступая с требованием назначить спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане.
В двух других странах ситуация заметно отличалась, по крайней мере вопрос политзаключенных практически никогда не стоял между Арменией и Советом Европы, что, по всей вероятности, не давало покоя Баку. И вот удобный момент настал: задержанные и арестованные после событий 1-2 марта дают отличный шанс и в этом вопросе установить паритет уже не только между Азербайджаном и Арменией, но и всеми тремя странами, включая Грузию. Более того, теперь Армения числится лидером по числу людей, которых называют политзаключенными. В результате Баку весьма технично, на уровне правозащитных неправительственных организаций перевел вопрос в плоскость общерегиональную и теперь вполне может избежать назначения спецдокладчика только и именно для себя. Ничего не скажешь — налицо стремительный прогресс демократии на Южном Кавказе. . .
Являются ли люди, арестованные после 1-2 марта, политзаключенными — вопрос, требующий отдельного разговора. В данном случае нас интересует другой вопрос: кто именно подписал обращение в СЕ с армянской стороны. Сюрпризов тут, естественно, нет: Юнус и Зейналов отлично знали, к кому надо обращаться за 100%-ным согласием. Это деятель со скандальной репутацией, очень часто воспринимающий права человека в политическом контексте и любящий эпатировать публику, Микаэл Даниелян, и Анаит Баяндур, о правозащитной деятельности которой обществу, несмотря на 16-летний возраст ее организации, практически ничего неизвестно. Зато обществу более чем хорошо известна страстная и беззаветная преданность этой деятельницы (заметим: гражданки России) лично Левону и Людмиле Тер-Петросянам.
В самом деле, если Даниелян наряду с, повторюсь, скандальными заявлениями и выходками все же время от времени проявляет активность в правозащитной сфере, то о том, чем занимается Анаит Баяндур и возглавляемая ею организация, знают скорее всего лишь она сама и ее хозяева. Эта, с позволения сказать, "правозащитница", так долго молчала, что не мешает напомнить публике некоторые моменты ее биографии.
Итак, Армянский комитет Хельсинкской гражданской ассамблеи был создан в 1992 году усилиями инициативной группы известных и уважаемых деятелей. Тогда же были избраны председатель комитета и руководящий совет. Однако, проиграв на выборах председателя ХГА Армении, Баяндур самолично провозгласила себя председателем организации и повела себя настолько нагло, что инициативная группа, не желая мараться, вышла из состава комитета. Напомним: было это во времена расцвета АОД, чьим достойным представителем является Баяндур.
Избавившись от неугодных членов организации, она развернулась вовсю. Вначале на пару с Блеяном изобразила себя "голубем мира", для чего пришлось всего лишь тайно слетать в Баку, отсидеться пару дней в никому не известном и хорошо охраняемом месте и вернуться обратно, а потом прилюдно брататься, обниматься и целоваться с назначенной "голубем мира" в Азербайджане А. Абдуллаевой (которая, кстати, в ходе ответного визита чувствовала себя в Ереване весьма вольготно и безопасно, свободно гуляя по улицам армянской столицы, раздавая улыбки и интервью). Через определенное время стало понятно, для чего разыгрывалось это шоу: в 1993 году — в разгар войны в Арцахе — обеим "правозащитницам" в Стокгольме торжественно вручили премии мира имени Улофа Пальме.
Пока "голубям" вручали награды, жесточайшая агрессия Азербайджана против народа Арцаха развернулась по всему фронту, в массовом порядке нарушались права сотен тысяч людей, в том числе мирных жителей, детей, женщин и стариков, что, однако, ничуть не беспокоило "правозащитницу" Анаит Баяндур, теперь уже на правах лауреата премии мира разъезжавшую по всему миру с азербайджанской подругой и представлявшую по непонятно кем предоставленному ей праву Армению.
Ни во времена — естественно! — Тер-Петросяна, ни после него Баяндур не была замечена в правозащите. В то время как другие правозащитные организации Армении занимались беженцами, военнопленными, заложниками, а затем другими, мирными проблемами демократического развития страны, Баяндур просто исчезла с арены. То ли она все эти годы безутешно оплакивала отставку Тер-Петросяна, то ли сидела в своей Москве в перерывах между зарубежными поездками в качестве лауреата престижной премии. Во всяком случае обществу не известен хотя бы один гражданин Армении или другого государства, права которого пыталась защитить Анаит Баяндур — созданная "под Левоном" организация с его уходом фактически ушла в подполье, что, однако, не мешало ее руководителям выступать от имени Армении на различных международных форумах и встречах, пропагандируя по всему миру пораженческую позицию ЛТП по Арцаху.
И вдруг на тебе — вылезла! Вылезла, потому что касается его — единственного и любимого ЛТП, потому что выпал шанс снова поиграть в "права человека" совместно с азербайджанцами. А главное — вымарать черной краской страну, что также вполне укладывается в планы первого президента. Вот только зачем называть высоким понятием "правозащита" те грязные политические цели, что белыми нитками выпирают из обращения?
Печально и позорно, что нас сравнивают с Азербайджаном, что власти — увы! — дают для этого основания и что сомнительные личности вновь используют это в своих целях, не имеющих ничего общего ни с правами человека, ни с интересами страны и демократии. Печально, потому что существенное преимущество в развитии демократических норм изначально было на стороне Армении, но мы его стремительно и бездарно растеряли. Демократия и права человека на Южном Кавказе, безусловно, переживают тяжелые времена. Вот только не баяндурам судить об этом и говорить от имени Армении. Или очередная премия маячит на горизонте?