Логотип

ИЗ КОГОРТЫ НЕЗАМЕНИМЫХ

Светлой памяти Юрия Георгиевича Барсегова

Очень трудно писать об этом человеке в прошедшем времени. Роль Юрия Барсегова в современных научных исследованиях Геноцида армян и карабахского вопроса неоценима и настолько велика, что в ближайшем будущем вряд ли удастся кому-либо занять его место, а его богатейшее наследие на долгие годы вперед обеспечило международно-правовое обоснование основных вопросов Ай Дата.

Биография Юрия Георгиевича Барсегова без каких-либо комментариев способна раскрыть все грани его блестящей научной карьеры. Он родился в 1925 году в Тифлисе. Прадед с отцовской стороны – Карамов Аракел Христофорович — был участником войны с Шамилем, кавалером трех Георгиевских крестов. Отец в годы войны был офицером Советской армии, воевал на Северном Кавказе, в последние годы жизни работал заместителем директора авиационного завода в Тбилиси. Мать преподавала армянский язык в армянской школе в Тбилиси.

В армию Барсегов был призван в годы Великой Отечественной войны, после демобилизации в победном 1945-м поступил в знаменитый МГИМО — Московский институт международных отношений, закончил его с отличием и был оставлен в аспирантуре на кафедре международного права.

Первой работой Юрия Барсегова по армянским проблемам стала дипломная на тему "Армянские территории в международно-правовых актах", которая затем переросла в диссертацию. Работа вызвала прекрасные отклики, однако буквально за неделю до защиты появилось сообщение о том, что советское правительство вновь сочло возможным отказаться от территориальных претензий к Турции. Готовая диссертация в одночасье стала "непроходной". Научный руководитель молодого ученого профессор В. Дурданевский сказал ему тогда слова, оказавшиеся пророческими: "Все, что вы написали в своей диссертации, – это правда. Даст бог, когда-нибудь наступит время, когда вы сможете ее опубликовать"…

Всего за 6 месяцев Барсегов подготовил новую диссертацию и блестяще защитил ее. С 1962 года он работал в Секретариате ООН, в 1969-1972 гг. – в Институте мировой экономики и международных отношений. В 1972 году вновь вернулся в ООН — теперь уже в должности специального помощника заместителя Генерального секретаря ООН – главного юрисконсульта и начальника правового департамента Секретариата. Знаменательным этапом его научной карьеры стало многолетнее участие в работе III Конференции ООН по морскому праву, которая вошла в историю международных отношений как "конференция века".

В 1979 году Ю. Барсегов вернулся в ИМЭМО заведующим отделом Мирового океана. В том же 1979 году он получает звание профессора. В 1984 году в Дипломатической академии МИД СССР Барсегов защищает докторскую диссертацию на тему "Международно-правовые основания решения глобальной проблемы освоения Мирового океана". Его перу принадлежат многие международно признанные труды по морскому праву. В 1987 году Барсегов избирается Генеральной Ассамблеей ООН в состав Комиссии международного права. Многочисленные работы Юрия Георгиевича публиковались на языках ООН в ежегодном бюллетене этой структуры.

Между тем наступало время радикальных перемен для армянского народа, и в научной и общественной деятельности Юрия Барсегова начинается собственно "армянский этап". Как недавно стало известно, с апреля до декабря 1991 года он выполнял в Москве конфиденциальную миссию министра юстиции правительства в изгнании Нагорного Карабаха. В 1994 году, с учреждением Минской группы ОБСЕ, принимал активное участие в ее работе. Его научные разработки легли в основу политической позиции правительства непризнанной республики и создали, по сути дела, международно-правовую базу справедливого решения нагорно-карабахского вопроса. Этот пласт работ Юрия Барсегова был продолжен в последние годы, когда он работал над трехтомником "Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике", успев издать, к сожалению, только первый том этого поистине бесценного для Арцаха труда…

В 1999 году Юрий Георгиевич основал и возглавил в Москве Армянский институт международного права и политологии при Союзе армян России. Все, кому посчастливилось встречаться с ним в эти последние 10 лет его жизни, не могли не поражаться кипучей энергии и преданности этого уже немолодого и не совсем здорового человека своему делу. Один за другим появляются фундаментальные труды: "Геноцид армян – преступление по международному праву" (2000), "Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества" (2002–2005, составитель, ответственный редактор и автор предисловия и комментария), "Международно-правовые проблемы средиземноморья", уже упоминавшийся первый том трехтомника "Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике". Остается лишь поражаться тому, как много может сделать за короткое время человек, посвятивший себя своему народу, истинный профессионал, Патриот и Ученый с большой буквы…

Юрий Барсегов – автор более 300 научных работ, опубликованных в разных странах мира. Он был иностранным членом Академии наук РА, членом Ассоциации морского права и Ассоциации международного права России. Награжден медалью Мхитара Гоша Республики Армения, орденом Месропа Маштоца Нагорно-Карабахской Республики. В апреле с.г. ему была присуждена премия президента РА за вклад в дело признания Геноцида, которую он целиком передал в фонд "Айастан" на реализацию программы помощи детям погибших азатамартиков Арцаха… Редакция "Голоса Армении" горда тем, что инициировала и принимала активное участие в этом награждении выдающегося ученого.

Трудно и горько представить, что мы не получим больше его статей, публиковавшихся в последние годы на страницах нашей газеты, каждая из которых была блестящим научным трудом по насущным проблемам армянского народа. Сказать, что армянство всего мира понесло тяжелую утрату – значит ничего не сказать, ибо глубокие знания и богатейший опыт Юрия Георгиевича, без остатка поставленные на службу армянству, поистине незаменимы. Его наследие еще ждет своего практического применения во внешней политике армянских государств. Его удивительная скромность и обаяние истинного интеллигента и добрейшего человека привлекали всех, кому посчастливилось общаться с ним.

…На одном из сайтов наткнулась на такую строчку: "Он столько сделал для международного признания Геноцида, но не дожил до него…" Не дожил – но в тот день, когда это признание наступит, его имя будет ярко сиять вечным огнем благодарности армянского народа.

ОТ РЕДАКЦИИ. Печальная весть о кончине Ю.Г.Барсегова пришла в дни отпуска редакции нашей газеты. Мы с опозданием приносим свои глубокие соболезнования родным и близким ученого, всем, кто знал и любил его…