Логотип

ТРИ МИНУС ДВА?

Информагентства сообщают о намерении Турции выйти из проекта БТК

 На днях ИА РЕГНУМ сообщило сенсационную новость: Турция готовится выйти из проекта строительства железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Согласно источникам агентства, турецкая сторона высказала сомнения в целесообразности осуществления проекта в связи с последствиями событий, произошедших в регионе в августе 2008 года. Речь идет, в частности, о сомнениях в том, что грузинская сторона в состоянии выполнить обязательства, предусмотренные азербайджанским кредитом на $200 млн, выделенным на льготных условиях (1% годовых сроком на 20 лет) для финансирования строительства грузинского участка дороги.

Новость действительно сенсационная, учитывая обстоятельства, при которых эта инициатива появилась и начала реализовываться. В феврале прошлого года президенты трех стран – Турции, Азербайджана и Грузии подписали соглашение о прокладке железнодорожной линии Баку – Тбилиси — Карс общей протяженностью 98 км, из которых 68 км составлял турецкий отрезок, 30 – грузинский. Общая стоимость проекта оценивалась в $422 млн. И хотя экономическая нецелесообразность проекта была видна невооруженным глазом, хотя крупные державы, в том числе США, и многие финансовые организации, в том числе европейские, отказались его поддержать, Азербайджан и Турция сделали все, чтобы строительство началось. Буквально выворачиваясь перед Грузией, которая с самого начала пыталась сопротивляться и самому проекту, и собственному участию, Азербайджан пошел на любые условия и практически взял на себя финансирование грузинского участия, выделив кредит на более чем льготных условиях. Строительство началось в самом конце 2007 года и велось азербайджанской компанией. И вот сейчас, когда реализация проекта вроде бы идет полным ходом, его судьба, возможно, оказалась под угрозой.

Изначально было очевидно, что речь идет об очередном региональном проекте, единственной целью которого является дальнейшая изоляция Армении. Об этом открыто говорили и азербайджанские, и турецкие эксперты, более того, подчеркивалось, что проект даже и не будет способствовать усилению изоляции Армении, а имеет политическое и чисто психологическое значение. Антиармянский раж Баку, параноидально преследующая азербайджанских лидеров идефикс всячески ослабить Армению и заставить ее пойти на уступки как минимум в карабахском урегулировании вкупе с головокружением от нефтяного "долларопада" вынудили их пойти на все, в том числе – бессмысленно транжирить деньги на заведомо мертворожденный проект. И хотя инициатива была осуждена ведущими мировыми державами и финансовыми институтами, хотя Грузия всячески тормозила реализацию проекта, а экономический эффект от него носил откровенно эфемерный характер, усилиями в основном Азербайджана строительство было начато.

Формально, как сообщает источник, турецкая сторона озабочена способностью Грузии выполнить взятые на себя обязательства после августовских событий. Учитывая возникшие в тот период проблемы с функционированием трубопровода БДТ, эта мотивация кажется правдоподобной, хотя агентство считает, что на самом деле причина – в ведущихся с армянской стороной переговорах относительно восстановления железнодорожной ветки Карс — Гюмри и ее эксплуатации компанией "Южнокавказская железная дорога" (ЮКЖД) — дочерней структурой Российской железной дороги, которой Армянская железная дорога передана в концессионное управление. В этом случае отпадает необходимость строить сложный грузино-турецкий отрезок, что, собственно, изначально предлагала армянская сторона, выдвигая экономически обоснованные расчеты целесообразности именно такого подхода и беспрецедентно льготные транзитные условия для стран региона. Но что значит экономическая целесообразность и польза региону для Баку, одержимого маниакальной идеей задушить блокадой Армению!

Если сообщение о планах Турции по выходу из проекта соответствует действительности и с учетом откровенного нежелания Грузии ввязываться в авантюру, да еще и не поддержанную США и Европой, то судьба железной дороги в обход Армении оказывается под серьезной угрозой. Не станет же, в самом деле, Азербайджан единолично реализовывать проект, касающийся трех стран и обреченный на бездействие. Не приходится сомневаться, что Баку всячески попытается надавить на старшего брата, чтобы заставить Анкару не выходить из проекта, но вот удастся ли это – большой вопрос. Тем более что стоимость проекта, судя по сообщениям, непрерывно возрастает, а ЮКЖД уже приступила к реконструкции путей и станций на отрезке Карс — Гюмри.

Правда, под большим вопросом и истинные планы Турции касательно проекта БТК. Интересно, кстати, отметить, что заседание координационного совета по проекту состоялось в Баку 16 сентября, однако сообщение о возможном выходе Турции, сделанное якобы на этом заседании, появилось лишь спустя 2 недели, 30 сентября. Либо это часть большой игры, затеянной Анкарой, либо действительно результат новых веяний и новых подходов в регионе, явно входящих в противоречие с мракобесием и абсурдностью политики ослепленных злобой и ненавистью лидеров Азербайджана.