Вчера в Азербайджане состоялись выборы президента. И хотя на момент подписания нашей газеты в печать не были известны даже предварительные результаты, имя победителя и без них можно назвать со 100-процентной уверенностью. Как можно не сомневаться в том, что выборы признают "демократическими, справедливыми и прозрачными" все наблюдающие господа и товарищи как с Востока, так и с Запада. Таковы уж особенности азербайджанской демократии и ее восприятия международным сообществом.
Президентские выборы в Азербайджане можно также назвать классической моделью лицемерия и цинизма как самого безальтернативного претендента, так и представителей международных политических кругов. Последние не только взахлеб приветствуют абсолютный и уже неприкрытый антидемократизм алиевского режима, не только закрывают глаза на беспрецедентные нарушения принятых стандартов демократии и прав человека и не только активно поощряют Баку на дальнейший воинствующий беспредел и мракобесие. Они сознательно и откровенно закрывают свои демократические очи на столь же беспрецедентные словесные угрозы и агрессивные действия азербайджанского лидера в адрес соседней страны, являющейся, как и Азербайджан, членом и Совета Европы, и ООН, и СНГ, и других международных организаций, в основополагающих документах которых написаны потрясающе трогательные слова о "мире, дружбе и сотрудничестве" и "приверженности общечеловеческим идеалам и принципам гуманизма".
Впрочем, к наглости и хамству потомка кочевых племен – то ли татарских, то ли курдских – мы давно уже привыкли. Но интересно было бы спросить, например, спецпредставителя Евросоюза на Южном Кавказе Питера Семнеби о… Впрочем, к господину Семнеби, в данном случае олицетворяющему собой международное демократическое сообщество, у нас есть немало вопросов – хотя бы потому, что накануне выборов именно он взволнованно поведал миру о своей скромной надежде на проведение в Азербайджане "свободных демократических выборов". Более того, этот политик "высоко оценил уровень подготовки к выборам". (Между прочим, такого себе не позволил даже сладкий мистер Брайза.)
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: надо ли понимать, что бойкот выборов оппозицией является показателем "высокого уровня подготовки" к общенациональному плебисциту и соответствия европейским стандартам демократии?
ВОПРОС ВТОРОЙ: надо ли полагать, что показателем "высокого уровня подготовки к выборам" является запрет на проведение оппозиционных митингов и демонстраций? К сведению: как свидетельствует Ариф Юнусов — один из немногих в Азербайджане, кому еще дозволяется говорить частичную правду, — последний митинг оппозиции в Азербайджане состоялся аж в 2005 году, с тех пор массовые политические мероприятия проводят только правительственные силы.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: надо ли полагать, что разгром офисов оппозиции, увольнение оппозиционных деятелей с работы и репрессии в их отношении являются показателем высокого уровня демократии в стране?
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: надо ли полагать, что закрытие независимых и оппозиционных газет и арест и осуждение на тюремные сроки журналистов являются показателем "высокого уровня подготовки к выборам"?
Блок внутриполитических вопросов можно резюмировать так: надо ли полагать, что отныне Ильхаму Алиеву разрешено абсолютно все, в том числе – установление новых стандартов демократии как ориентира для всей Европы (а также Америки), ради которых можно выдержать и сильнейшую нефтяную вонь? Можно, кстати, и наоборот: терпеть, приветствовать и поощрять новые "демократические" стандарты Азербайджана как цену за удовольствие вдыхать и переваривать омерзительный запах нефти.
Перейдем к внешнеполитической составляющей процесса переизбрания Алиева, точнее, к тому потоку ругани и угроз, которыми он разразился в адрес Армении. В частности: "До тех пор, пока наши земли будут находиться под оккупацией, будет продолжена политика тотального наступления против Армении как в дипломатической сфере, так и в политической, экономической, транспортной, военной, пропагандистской и прочих сферах. Это однозначно. (…) И мы сделаем все возможное, чтобы сегодняшняя ситуация продолжилась, их положение в изоляции усугубилось, чтобы они лучше поняли, с чем связано их будущее". Если г-н Семнеби и его коллеги по мировому демократическому сообществу не знакомы с этими разглагольствованиями нефтяного диктатора, специально для них сообщаем ссылку http://day.az/news/politics/133129.html. И зададим еще пару вопросов спецпредставителю ЕС и его коллегам-демократам.
ВОПРОС: как вписываются в политику "нового европейского соседства" угрозы задушить соседнюю страну экономической блокадой и изоляцией?
ВОПРОС: как вписывается в уставы различных международных и межгосударственных организаций не просто многолетняя блокада одного члена этих организаций другим, но и кичливая демонстративность в применении этих запрещенных действий с полной уверенностью в собственной безнаказанности?
ВОПРОС: насколько многолетние агрессивные действия одной страны против другой соответствуют нормам международного права и принципам цивилизованных отношений между народами? Оговорка: мы отлично понимаем, что в случае лидера Азербайджана о какой-либо цивилизованности говорить не приходится, но, с другой стороны, нефтяной промысел все же составляет пусть и мизерную и не самую достойную, но часть цивилизационного развития человечества. Поэтому от Алиева можно потребовать хотя бы в этой мизерной доле соблюдать внешние приличия и проявлять столь же мизерные признаки цивилизованного человека, получившего образование в лучших университетах мира, но так и не научившегося элементарным правилам общения с другими народами.
Наконец, последний пассаж – о том, с кем и с чем "связано будущее" того или иного народа. Во-первых, пусть будущее Армении не заботит азербайджанского президента – армянский народ и мировое армянство, на силу и мощь которого каждый день слезно жалуются бакинские газеты, как-нибудь в состоянии позаботиться о своем будущем, как делали это в течение многих веков, когда понятия "Азербайджан" даже в проекте не было. Во-вторых, внутренняя ситуация в Азербайджане дает куда больше поводов озаботиться его будущим, ибо страна явно и стремительно идет по пути радикальной исламизации, массового зомбирования и "топоризации".
Вот только волнует ли это курдского лидера Азербайджана, который за 5 лет правления основательно и окончательно решил две проблемы: укрепления позиций и дальнейшего обогащения собственного клана и обеспечения преемственности власти для своей семьи? Или за следующие пять лет он собирается окончательно решить именно эти задачи: радикальной исламизации, массового зомбирования и "топоризации"?
P.S.К проблеме "топоризации" азербайджанского общества мы подробно обратимся в одном из ближайших номеров.