Логотип

БЕСХОЗНЫЕ ГРАЖДАНЕ И СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Совершенное 29 октября беспрецедентное по своей жестокости преступление в Саратове потрясло даже циничные российские телеканалы. Канал НТВ в субботу рассказал о подробностях злодеяния, добавив новые ужасающие детали к картине произошедшего. Сообщается также, что, пожалуй, впервые, оперативно и более или менее адекватно отреагировало Посольство Армении в России, поручив генконсулу в Южном Федеральном округе РФ присутствовать на похоронах погибшего и заявить местным правоохранительным органам и властям "обеспокоенность" по поводу трагедии.

Преступление действительно поражает особой жестокостью. Как сообщает ИА РЕГНУМ, в ночь с 28 на 29 октября три оперативника уголовного розыска ОВД Ленинского района Саратова задержали по подозрению в краже золота 32-летнего гражданина Армении Армена Гаспаряна. Находившиеся в состоянии алкогольного опьянения милиционеры вначале избивали парня, безуспешно пытаясь добиться от него признания в совершении кражи, а затем в бессознательном состоянии отвезли на окраину города, где, облив бензином, подожгли. Сообщаются жуткие подробности: охваченный пламенем Армен очнулся и пытался бежать, однако "стражи порядка" добили его ударом по голове, а затем закопали тело. Полуобгоревший труп несчастного нашли спустя день – 30 октября.

Как рассказал телеканал НТВ, подробности происшедшего стали известны благодаря таксисту, на машине которого милиционеры привезли жертву в лесополосу в районе пригородного поселка Сокол. Ставшему очевидцем убийства водителю удалось бежать с места преступления и сообщить о нем, причем, по словам вдовы убитого, он сделал это, несмотря на угрозы расправы со стороны убийц. По сообщениям из Саратова, преступники задержаны и уже сознались в содеянном, им грозит пожизненное заключение. Все обвиняемые проработали в органах более пяти лет в чинах от младшего до старшего сержанта. Двое из них уже попадали в поле зрения управления собственной безопасности, однако из рядов органов не были уволены.

Как в новостных сводках, так и в телерепортажах старательно обходится тема преступления на этнической почве. Между тем трудно поверить, что национальность не принималась убийцами в расчет, – возможно, они надеялись спрятать концы в воду и списать убийство на скинхедов. И еще одна деталь: ничего не сообщается о том, были ли основания действительно подозревать Армена Гаспаряна в краже или "опера" схватили первого удобного "подозреваемого". В этом случае, несомненно, также сработал расчет на "лицо кавказской национальности".

Думается, сегодня уже никто не сможет назвать точное число убитых в России армян хотя бы за последние два года. И если вначале это вызывало шок, возмущение и протесты, то последние случаи практически воспринимались почти равнодушно. Мы привыкли к тому, что армян в России убивают  именно потому, что они армяне. Мы привыкли к тому, что российская правоохранительная система не только не в состоянии, но и не проявляет особого стремления защитить их, ибо судебные процессы по громким делам превращались в ряде случаев в фарс, вызывая агрессивную реакцию со стороны фашиствующих и националистических кругов, без адекватной реакции официальных структур. И – что хуже всего – мы привыкли к молчанию официального Еревана, ни разу не выступившего хотя бы с формальным заявлением по поводу ставших привычными жестоких убийств граждан и соотечественников. С заявлениями крайне редко выступали даже на уровне посольства, несмотря на многочисленные призывы и обращения армянской общественности. Понадобилось такое вопиюще-зверское преступление, чтобы армянское диппредставительство наконец проснулось и предприняло хоть какие-то шаги.

Примерно пару недель назад президент сразу двух организаций – Союза армян России и Всемирного армянского конгресса Ара Абрамян неожиданно выступил с критикой в адрес армянских лоббистских организаций США, обвинив их в том, что они, дескать, плохо лоббируют интересы Армении и армян. Впрочем, неожиданным оно было только на первый взгляд – невооруженным глазом было заметно, что прозвучало заявление на фоне многочисленных разговоров о появившихся трещинах в армяно-российских отношениях и, наоборот, о возможности потепления в отношениях Еревана с Вашингтоном. Да, собственно, г-н Абрамян по простоте душевной и не скрыл этого, подчеркнув, что "Армения сегодня обязана поддерживать хорошие отношения с США и делать это не за счет отношений с другими странами, в частности с Россией".

Можно было бы, конечно, указать гражданину Российской Федерации Ара Абрамяну на то, что выражения типа "Армения обязана" выглядят… как бы это сказать, не совсем корректно в отношении пусть и исторической родины, но по сути другого государства. Однако в данном случае важнее другое. На наш взгляд, армянские организации США проводят весьма серьезную работу по лоббированию интересов Армении и армянского народа. Мы вовсе не собираемся их защищать – прежде всего потому, что армяне США вряд ли нуждаются в нашей защите. Дело тут в другом — в деятельности армянских организаций России, которую трудно назвать лоббистской, более того, эффективной в плане защиты армянских интересов, что давало бы г-ну Абрамяну моральное право критиковать американских соотечественников.

Вопрос, безусловно, куда шире и требует отдельного разговора – особенно с учетом нескольких факторов. Это в первую очередь новые геополитические и региональные реалии, которые не могут не требовать новых подходов, в том числе и от организаций Диаспоры; во-вторых, диаметральная разница двух крупнейших армянских диаспор – российской и американской, деятельность которых вообще трудно сравнивать особенно в плане лоббистской активности ( здесь играет роль еще и разница между самим странами). Наконец, стоит рассмотреть эти вопросы в свете новых подходов к работе с Диаспорой, которые обещаны с появлением специального министерства.

В данном случае армянская диаспора России в лице своих наиболее крупных организаций и прежде всего Союза армян России интересует нас прежде всего с точки зрения именно участившихся убийств армян в России. Нам, к сожалению, неизвестны те меры, которые предпринимает САР с целью как-то повлиять на ситуацию. Нам даже неизвестно, предпринимаются ли эти меры вообще, хотя армянская диаспора в целом и САР в частности – уж не говоря о фигуре самого Абрамяна – за последние годы окрепли и обрели достаточное влияние для того, чтобы каким-то образом выступить в защиту соотечественников и попытаться остановить непрекращающуюся серию преступлений против этнических армян. Однако этого не происходит, взамен раздаются заявления, свидетельствующие об озабоченности президента САР исключительно интересами самой России.

Разумеется, поддержка интересов в первую очередь стран проживания присуща всем диаспорским организациям, однако столь же бесспорно и то, что защита прав человека, независимо от его национальности, в том числе прав мигрантов, отнюдь не противоречит, а наоборот, абсолютно вписывается в интересы государства. За одним исключением: если оно само не привержено и не поддерживает националистическую идеологию. Особенно если учесть, что речь идет о странах, стратегическое партнерство которых подчеркивается чуть ли не на каждом шагу и которые действительно связаны многовековыми теснейшими связями и переплетениями.

В этом смысле, учитывая отсутствие традиций политического лоббинга в России в целом и у армянских организаций в этой стране в частности, можно было бы предположить, что защита интересов соотечественников на всех уровнях может быть одной из ключевых задач и САР, и других организаций. Но ничего подобного, увы, не наблюдается. На сей раз от организации г-на Абрамяна не последовало даже формального заявления. Остается надеяться, что САР и ВАК заняты куда более глобальными вопросами: например, лоббируют интересы Армении и Карабаха в условиях, как вовсю пишут СМИ, откровенного выкручивания рук армянскому руководству с требованием принудительной капитуляции в Арцахе…

Думается, совершенное в Саратове преступление должно переполнить чашу терпения и Посольства РА, и армянской диаспоры. Но…так думается каждый раз, когда в России убивают армян, и это "каждый раз" случается все чаще. Наши граждане и соотечественники в стране – "стратегическом партнере" продолжают оставаться столь же бесхозными и бесправными, сколь и незащищенными – ни родным государством, ни могущественными земляками.