Логотип

КОНЕЦ ПОЛИТИЧЕСКОМУ «КЭШУ»?

Первые указы Обамы весьма симптоматичны

Едва вступив в должность, новый президент США Барак Обама буквально на следующий день удивил мир, словно доказав, что надежды, которые связывают с ним американцы и граждане других стран, небеспочвенны. Его первые указы коснулись скандальной проблемы тюрем и центров для подозреваемых в терроризме, в том числе и знаменитой тюрьмы Гуантанамо, общественного доступа к документации Белого дома, а также новых этических правил для президентской администрации и в целом – высокопоставленных госчиновников.

В этом наборе нас более всего заинтересовали последние нововведения: президент запретил заниматься лоббистской деятельностью после окончания госслужбы и запретил сотрудникам своего аппарата принимать подарки. Если вспомнить один из самых громких скандалов прошлого года, связанный с вашингтонской администрацией и непосредственно президентом Бушем, станет ясно, что новшества эти, безусловно, оправданны. Вкратце напомним историю, о которой "ГА" писал в статье "Политический кэш?" (21.07.08).

Лондонская газета The Sunday Times в июле прошлого года поместила на своих страницах сенсационную статью о неком лоббисте из Вашингтона Стефене Пейне, который за очень большие деньги устраивал встречи с руководством Белого дома и продвигал интересы тех, кто эти деньги платил. В числе клиентов Пейна и его компании Worldwide Strategic Partners значились и руководители Азербайджана. По данным английской газеты, в период 2003 -2007гг. возглавляемая Пейном компания оказала азербайджанскому руководству следующие услуги: организовала визит Алиева-младшего в Вашингтон и его встречу с Бушем, частную телефонную беседу с вице-президентом Чейни в преддверии президентских выборов в Азербайджане, а также ряд встреч министра иностранных дел этой страны в ходе визита в США.

Кроме того, Пейн изрядно потрудился и над улучшением имиджа официального Баку, поработав с Хельсинкской комиссией над смягчением формулировок в прессе США после выборов в Азербайджане с целью выставить наследника престола приверженцем демократии и перспективным региональным лидером. При посредничестве Пейна высокопоставленные вашингтонские чиновники выступили в СМИ с дифирамбами в адрес официального Баку. В их числе бывший помощник госсекретаря Элизабет Джонс и кандидат в президенты на выборах 2000г., советник Рейгана Гэри Бауэр — то есть те самые отставники, которым отныне президент запретил заниматься лоббистской деятельностью. Плату за ложь и лицемерие застенчиво предлагалось вносить в "копилку "библиотеки Буша" – под таким благовидным предлогом принимались подношения стране — флагману мировой демократии, лидер которой за пару-другую сотен тысяч баксов соглашался встретиться с любым, готовым на политический "кэш".

Алиев добивался – и во многом добился — от руководства США, во-первых, полной и безоговорочной поддержки его как "демократического, перспективного" лидера, во-вторых, разгрома и дискредитации внутренней оппозиции, в-третьих, формирования положительного международного имиджа Азербайджана как страны, "приверженной принципам демократии, общечеловеческим ценностям, дружбе и братству с США", наконец, в-четвертых, естественно, поддержки в вопросе Арцаха. Так, в 2005 году получивший от Баку солидный куш сенатор Бауэр выступил против оказания гуманитарной помощи НКР, а Джонс в том же году употребила в отношении руководства НКР недопустимое для столь высокопоставленного лица выражение "сепаратистский преступный режим". По сути дела речь шла об элементарных взятках под циничным соусом "демократии и прав человека", которыми, как выяснила лондонская газета, администрация Белого дома успешно торговала… Суммы, которые пришлось выложить за посреднические услуги Пейна, а также в качестве личного вознаграждения названных и других чиновников, исчислялись как минимум сотнями тысяч, если не миллионами долларов. Но сегодня уже ясно, что потратился бакинский клан не напрасно. Это стало очевидно и в ходе последних президентских выборов в Азербайджане, и в целом отчетливо проявляется в отношении мирового сообщества во главе с США к происходящим в этой стране процессам полной авторизации власти и фактическому установлению монархии. Вашингтон по сути дела закрыл глаза даже на запрет официального Баку на вещание иностранных радиостанций – во всяком случае реакция американцев на отказ в лицензии была дежурно-вялой. О затеянном Алиевым референдуме на право пожизненного правления и говорить не приходится.

В свете прошлогоднего громкого скандала указы Обамы выглядят весьма симптоматично, и рискнем предположить, что разоблачения английской газеты сыграли в этом определенную роль. Запрет на лоббистскую деятельность после окончания госслужбы, будучи введенным во времена Буша, мог бы предотвратить многие постыдные для США явления, изрядно подпортившие имидж этой страны как рьяного поборника и законодателя мод в сфере демократии и прав человека – ведь Пейн действовал во многих случаях ( как в случае, скажем, тех же Бауэра или Джонс) именно через отставников. Это относится и к запрету "принимать подарки" – надо полагать, этими невинными словами обозначены тривиальные взятки, которыми не гнушались сотрудники аппарата Буша, устраивая встречи своего патрона с любым платежеспособным взяткодателем от политики.

Кстати, в Баку уже успели отреагировать на этот указ Обамы, но, как водится, весьма своеобразно. Агентство 1news.az 27 января опубликовало интервью с генеральным консулом Азербайджана в Лос-Анджелесе Элином Сулеймановым, который, как правило, посвящает все свои интервью бесконечным жалобам на "мешающее ему работать" армянское лобби. Отвечая на вопрос об "актуальности указа Обамы о непозволительности заниматься лоббистской деятельностью, работая в администрации Белого дома", дипломат говорит следующее: "…Важным приоритетом должен быть не столько запрет на лоббистскую деятельность, сколько обеспечение того, чтобы политика официального Вашингтона не подпадала под влияние групп с узкими интересами". Какие именно "группы с узкими интересами" имеет в виду консул, думается, понятно: уж, конечно же, не турецкое или еврейское лобби. В Баку все и вся воспринимают исключительно в свете армянофобии, а уж армянские лоббистские группы США давно являются предметом жгучей зависти и ненависти не только лично Сулейманова, но и всего Азербайджана. Тем более что далее консул заявляет: "Допустим, если не зарегистрированные в качестве официальных лоббистов армянские диаспоральные организации смогут и дальше оказывать давление на правительство вопреки долгосрочным стратегическим интересам США (которые, видимо, по глубокому убеждению консула, лежат исключительно в сфере сотрудничества с алиевским режимом. – М.Г.), то в чем смысл ограничений, наложенных на лоббистов?"

Понять Сулейманова, конечно, можно: в Азербайджане мечтали бы о запрете на лоббизм вообще, и именно в таком свете консул пытается представить указы нового американского президента. Между тем подобные ограничения бьют в первую очередь по тем, кто привык добиваться желаемого отнюдь не посредством законной лоббистской деятельности, без которой трудно представить себе США с их богатыми традициями в этой области, а привычными грязными способами – используя коррумпированность власти и нечистоплотность отдельных деятелей, не брезгующих примитивными взятками.

В этом смысле указы Обамы дают надежду на то, что доступ любителям "политического кэша" в самые верха администрации США будет отныне закрыт, а возможности тех, кто привык за сверхдорогие "подарки" торговать судьбами не только мировой демократии, но и стран, и народов, резко ограниченны. А значит, и Баку придется смириться с тем, что нефтедоллары могут и не открыть двери в Овальный и другие кабинеты Белого дома. Если, конечно, для пейнов и иже с ним не оставлена лазейка, ускользнувшая от внимания президента Обамы. И если последний в ходе своего срока окажется столь же принципиальным, как и в первые дни правления. Тем более что в своей инаугурационной речи Обама очень выразительно высказался обо всем этом: "Те, кто удерживает власть посредством коррупции и обмана, знайте: вы на ошибочной стороне истории".