Логотип

ТУРЕЦКИЙ ШАНСОН

В последнее время имя великого шансонье Шарля Азнавура часто мелькает в азербайджанской прессе, причем в достаточно интересных ракурсах. Тамошние журналисты весьма озаботились сообщением о том, что Азнавур может стать послом Армении в Швейцарии. Во всяком случае эта новость обсуждалась в Баку куда более активно, нежели в Ереване. И когда первоначально появилось сообщение об отказе певца занять дипломатический пост, это было воспринято в Азербайджане с нескрываемой радостью и облегчением.

Более того, известные своей патологической армянофобией писаки впали в непонятный экстаз и по стародавней привычке начали строить вокруг этого свои маразматические умозаключения. Особо отличилась Тофигаханум Касымова из газеты "Эхо", более известная публике под партийной кличкой Нурани. Ее бурный и, честно говоря, несколько непонятный восторг по поводу отказа Азнавура был настолько велик, что и без того болезненная фантазия ханумки возросла до размеров очевидного раздвоения личности и она возбужденно начала приписывать французскому шансонье собственные мысли и воспоминания. Во всяком случае именно об этом свидетельствует опубликованная пару недель назад статья "Азнавур выбирает свободу", где Тофига вспомнила, кажется, все известные ей факты из новейшей истории Армении, почему-то пришпандорив к своим измышлениям имя великого артиста.

Вначале Тофига решила пофарисействовать и заявила, что, дескать, "честно говоря, больше всего хотелось бы, чтобы армянский народ ассоциировался прежде всего с Шарлем Азнавуром и Константином Орбеляном, а не с Монте Мелконяном или Андраником". Столь трогательная "забота" об армянском народе может вызвать разве что столь же "честный" совет подумать лучше о том, с каким именем ассоциируется ее собственный народ и ассоциируется ли с кем-нибудь вообще? Выбор, честно говоря, настолько скуден, что, кроме "будапештского маньяка" Сафарова да выдающегося советского партийного и государственного деятеля генерала КГБ Алиева, на ум никто не приходит. Что же касается армянского народа, то уж никак не больным на голову тофигам решать, кто может его представлять.

Дальше – больше. Касымова распаляется до того, что глубокомысленно изрекает многочисленные версии того, почему, мол, Азнавур отказался стать послом. Версия первая: "Шарль Азнавур просто поостерегся выступать в роли официального представителя нынешнего режима в Ереване". Версия вторая: "Главное в другом: дистанцироваться от официального Еревана Шарль Азнавур начал еще до событий 1-2 марта". Дальше следует оговорка: "Пока что неизвестно, знает ли шансонье о том, что центр его имени в грузинской Джавахетии занимался провоцированием политического сепаратизма среди местных армян, и если да, то как он к этому относится. Но известно, что уже в минувшем году Азнавур отказался от поездки в Нагорный Карабах — говорили и о состоянии здоровья, и плотном графике, но сведущие люди подчеркивали: дело не только в этом".

Нет никаких сомнений, что первое и единственное в данном случае место в списке "сведущих людей" занимает сама Дофи,.. простите, Тофига, спектр журналистских интересов которой настолько широк, что она может с одинаковым "успехом" писать и об "армянском терроризме" (излюбленная тема), и об "армянской истории", и о французском полке времен Великой Отечественной "Нормандия-Неман", и о кулинарных изысках разных народов, и о древнеиндейских племенах, и еще о многом-многом другом. С одной оговоркой: если она столь же "сведуща" во всем остальном так же, как в армянской истории, то горе и французским авиаторам, и индейским племенам…

Вернемся, однако, к Шарлю Азнавуру. Версия "не знаю какая по счету": Азнавур отказался стать послом в Швейцарии, потому что помнил о трагическом случае в ереванском кафе "Поплавок". Но и это еще не все. Тофига превосходит самое себя, когда выдает следующее: "Может быть, свою роль сыграл тот факт, что еще в ранней юности Шарль Азнавур, тогда еще Шанур Азнавурян, понял: соотечественники могут не только выражать восторги, но и при случае нехило "подставить". Откуда ей известно, что именно в юности понял Азнавур, спросит любой здравомыслящий человек. А вот откуда: оказывается, именно соотечественники-армяне помешали в свое время отцу великого шансонье Мише Азнавуру стать владельцем сети ресторанов в Париже. Остается предположить, что "сведущая" буквально во всем Тофига-Нурани лично была не только свидетелем, но и летописцем событий середины прошлого века во Франции.

К сожалению, писучая ханумка хранила гордое молчание, когда спустя пару дней стало известно о том, что Азнавур все-таки принял предложение президента Армении и согласился занять пост посла в Швейцарии. Эта новость, видимо, не пробудила в ней ни далеких воспоминаний о бесплодной молодости, ни мучительных предположений о том, почему он все-таки согласился. А вот другие азербайджанские журналисты, как выяснилось, затаили обиду на певца и через несколько дней "отомстили", выдав информацию весьма странного характера.

Так, на новостном сайте day.az 15 февраля появилась новость под заголовком : "Шарль Азнавур: "Я не собирал деньги для покупки оружия армянам для войны с азербайджанцами". Со ссылкой на турецкую газету "Хюрриет" сообщалось, что в Турции изданы воспоминания великого артиста под названием "Дни минувшие" и что "певец отмечает в своих мемуарах, что его родители, подвергшиеся депортации в 1915 году, никогда не испытывали чувства ненависти и вражды к туркам. "Никогда не был свидетелем проявления враждебности моих родителей к современной Турции, они никогда не прививали мне чувства ненависти к турецкой нации" — цитируют якобы Азнавура авторы сообщения. И продолжают: "Ш. Азнавур также опроверг информацию о том, что оказывал материальную помощь армянам в ходе нагорно-карабахского конфликта, и подчеркнул, что никогда не участвовал в церемониях 24 апреля". Ей-богу, турецкой газете, а вслед за ней и бакинским подголоскам оставалось лишь добавить, что, дескать, "Шарль Азнавур не признает Геноцид армян".

Оставим в стороне вопрос о том, насколько эта информация соответствует действительности, – и не только в силу застарелой привычки азеро-турецкой прессы врать и выдавать желаемое за действительное. Удивиться отсутствию у нормального человека чувства вражды и ненависти к другой нации могут только люди, сами безнадежно зараженные этим смертельным вирусом. А уж вопрос – почему, собственно, Азнавур должен был "собирать деньги для покупки оружия" в годы Карабахской войны? — мог возникнуть только в воспаленном воображении азербайджанских журналистов.

И только патологически больные ненавистью люди могут поразиться тому, что человек, чьи предки стали жертвами Геноцида, оказался настолько велик духом и здоров нравственно, что нашел в себе силы не ненавидеть и не испытывать вражды. "Самый великий армянин столетия", возможно, потому и достиг вершин духовности искусства, что сумел подавить в себе разрушающее чувство ненависти и злобы, пропагандируя своим творчеством и общественной деятельностью иные, общечеловеческие ценности. Но именно этого авторы "сенсационного" сообщения и не в состоянии понять – потому и удивляются.

Собственно, Шарль Азнавур вряд ли нуждается в оправдании или защите от мелкотравчатых писак типа тофиг-нурани. Поэтому хотелось бы дать "удивленным" и "сведущим" один совет: посмотрите фильм Атома Эгояна "Арарат", в котором Шарль Азнавур играет одну из главных ролей. И задумайтесь над вопросом, которым задается его герой и который, собственно, и составляет глубинную суть этого фильма: "Почему они нас так ненавидят?" Речь, естественно, о турках…