Логотип

МИССИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

 

НЫНЕШНЯЯ ГОДОВЩИНА СМЕРТИ ДИНКА НЕСКОЛЬКО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ. Причиной тому — длящийся вот уже 9 месяцев армяно-турецкий диалог, направленный на нормализацию двусторонних отношений, — цель, которой Грант Динк посвятил всю свою профессиональную и общественную деятельность, за что, собственно, и поплатился жизнью. Сегодня, в дни поминовения редактора «Агоса», начавшийся в апреле 2008-го в излишне радужных дипломатических тонах процесс по сути дела зашел в тупик. Этот тупик носит на первый взгляд чисто политический характер, но годовщина трагической гибели Динка придает всему происходящему с армянским миром иной, глубоко нравственный оттенок. И с новой силой ставит вопрос, являющийся по большому счету самым существенным для сегодняшней и завтрашней Армении: вопрос цены.

В самом деле, если отмести всю ту многослойную шелуху, что нагнетается вокруг армяно-турецких отношений последнего времени, то останется один глобальный и масштабный, судьбоносный по сути своей вопрос: какую цену готова заплатить Армения за открытие границы с Турцией? Ведь сама Турция практически ни в малейшей степени не преуменьшила требуемую цену: отказ от Геноцида, государственные границы, Арцах. И будем честны перед собой: именно к этим трем вопросам сводится дальнейшее существование Армении как государства, претендующего на достойную своей истории, культуры и национальной значимости роль в регионе и мире. Потому что заплатить такую цену за эфемерное открытие границы, которую в любой момент под любым предлогом можно снова закрыть, означает поставить крест на собственном будущем.

Пусть не покажется излишней пафосностью, но жизнь и судьба Гранта Динка вполне позволяет задаться вопросом: была бы приемлемой подобная цена для него — армянина, остающегося верным своим национальным корням, но при этом любившего Турцию и мечтавшего о примирении двух народов, более того, считавшего своей профессиональной и человеческой миссией деятельность во имя этой цели? Возможно, это тот случай, когда сама постановка вопроса гораздо важнее ответа на него. Потому что этот ответ должны дать уже мы — и те, кто живет в Армении, и те, кто подобно Динку стал меньшинством на собственной исторической родине, и потомки тех, кто в начале века заплатил за спасение своей жизни отлучением и потерей Родины, но и через поколения не утратил духовной связи с Арменией и не перестает мечтать о возвращении родных земель. Этот ответ придется давать не только властям страны, но и всем нам, потому что вопрос касается абсолютно всех и цену тоже придется платить всем — как в случае положительного, так и отрицательного ответа.

В ДНИ ГОДОВЩИНЫ ГИБЕЛИ ПРОЗВУЧАЛО МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО МИССИЯ ГРАНТА ДИНКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ. С этим трудно не согласится, хотя свою цену он уже заплатил. Этой ценой оказалась жизнь. Какую цену и за что готовы заплатить мы, чтобы продолжалась миссия Армении в истории человечества?