В середине апреля в Ереване состоится премьера документального фильма» «Сумгаит, февраль, 1988» — второго в рамках проекта «Обыкновенный геноцид», реализуемого при поддержке Центра информации и общественных связей аппарата президента РА. В распоряжении съемочной группы оказались ранее не известные широкой публике видео- и фотоматериалы, выявляющие новые факты о «сумгаите». Эти факты проливают свет на важнейшие детали как подготовки и организации преступления, так и массовых убийств и погромов армян — мирных жителей города. С этой точки зрения естественный, казалось бы, вопрос — почему подобную конференцию решили провести именно в Сумгаите? — обретает особый, зловещий смысл, густо замешанный на крайнем цинизме и человеконенавистничестве.
Не раскрывая перед премьерой фильма всех деталей, отметим главное. Во-первых, новые документальные материалы предоставляют убедительные доказательства того, что истинное число жертв «сумгаита» действительно многократно превышает официально озвученные данные. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, видеофакты неопровержимо доказывают: «сумгаит» был тщательно подготовлен, организован и управлялся Комитетом госбезопасности Азербайджана во главе с генералом КГБ Гейдаром Алиевым, который хотя и был к тому времени формально отстранен от руководящего поста, однако, без сомнения, сохранял в своих руках все рычаги реальной власти. Кадры, которые будут продемонстрированы в фильме, не оставляют сомнений в том, что происходившие в Сумгаите в течение трех дней массовые и беспрецедентные по жестокости и дикости преступления готовились исподволь и задолго до февраля 88-го и совершались под чутким руководством азербайджанских спецслужб и властей, действовавших с молчаливого согласия и поощрения советского руководства.
Спустя ровно 10 лет, 26 марта 1998 года, указом идейного вдохновителя и организатора «сумгаита» Гейдара Алиева был учрежден «день геноцида азербайджанцев» — 31 марта. Случайным совпадением данный факт можно считать ровно в той же степени, сколь и проведение «научно-практической конференции» именно в Сумгаите. Говорить же о степени исторической истины в данном случае, думается, бессмысленно: о том, какую изобретательность проявляют помешанные на сотворении собственного прошлого местные «историки», а следом за ними политики и эксперты в искажении исторических событий, писалось достаточно. Другое дело — уже сформированные при этом традиции, в первую очередь — параноидальная привычка приписывать армянам собственные преступления, доходя при этом до откровенного абсурда.
Параллели между 1918 годом и «сумгаитом» в этом смысле напрашиваются сами собой. Не углубляясь в события 92-летней давности, отметим лишь, что исторические факты в данном вопросе установлены задолго до того, как в Баку внезапно обнаружили и высочайшим указом учредили «день геноцида азербайджанцев». А сегодня заявляют о «700 тысячах убитых» — с тем же успехом можно не мелочиться и заявить о миллионе, двух, трех, ведь приведением документально обоснованных аргументов придворные ученые, как правило, себя не утруждают. Правдоподобность в данном случае — дело второстепенное, главное — пострашнее расписать «зверства» армян, не задумываясь над тем, что в случае такого количества жертв Баку сегодня был бы столицей не Азербайджана, а Армении. И «забывая» о совершенном в том же 1918 году реальном геноциде, в ходе которого было уничтожено в общей сложности около 25 тысяч армян.
Как в Азербайджане предпочитают комментировать «сумгаит», хорошо известно. Согласно подброшенной алиевскими чекистами почти сразу после трагедии версии, резню организовали сами армяне, при этом в качестве основного доказательства приводится имя одного армянина, которому, оказывается, удалось подбить на массовые преступления несколько сотен азербайджанцев, организовать и повести за собой целые толпы бандитов и погромщиков, а также парализовать местную милицию и правоохранительные органы, более того, целых три дня мешать властям Азербайджана остановить погромы и убийства в городе, находящемся в получасе езды от Баку, а советскому руководству — направить войска для их пресечения. Какой-то поистине всемогущий армянин, загипнотизировавший всех и вся и подчинивший себе целый город, в котором армяне составляли всего около 6 процентов населения!
Другое «доказательство», приводимое для обоснования организованности «сумгаита» самими армянами при поддержке советских спецслужб, — это отснятые на видеопленку кадры, которые затем якобы показывались на западных телеканалах. Кадры, которые будут продемонстрированы в фильме «Обыкновенный геноцид. Сумгаит, февраль 1988», более чем убедительно докажут, кто именно хладнокровно снимал происходящее на пленку, не только заранее будучи в курсе того, что именно и где будет происходить, но и контролируя весь процесс. И без того не выдерживавшая никакой критики азербайджанская версия разносится тем самым в пух и прах. Но остановит ли это дешевые спекуляции ужасающей трагедией армянского народа — большой вопрос, ибо фальсификации и ложь — основа основ азерпропа.
Кстати, на днях довелось ознакомиться с перепиской двух хорошо известных в регионе азербайджанских экспертов, обсуждавших мучительную дилемму: какой версии лучше придерживаться в вопросе другого позорного события в истории Азербайджана — погромов армян в Баку в январе 1990 года — «теории заговора или теории хаоса»? Надо полагать, теория исторических документов и фактов азербайджанскими политологами вообще не рассматривается и, соответственно, не фигурирует в качестве возможной основы для «экспертных» исследований. В результате регион получает азербайджанскую версию истории, в которой заговор и хаос сплетены в зловещее и дикое действо, не оставляя, казалось бы, истине никакого шанса.
Но, как известно, факты — вещь упрямая, а тайное рано или поздно становится явным. Премьера фильма о «сумгаите» состоится в середине апреля — в дни, когда армянский народ будет отмечать 18-летнюю годовщину трагедии в арцахском селе Марага, названную очевидцами «современной Голгофой». Фильм о Мараге — на очереди в серии «Обыкновенный геноцид». И станет, подобно фильмам о «баку» и «сумгаите», очередным обвинением Азербайджану в совершении геноцида против армянского народа. Обвинением, не оставляющим никакого шанса разного рода «версиям» и измышлениям.
