В АНКАРЕ ИСПУГАЛИСЬ МОЛИТВЫ ИСТИННЫХ НАСЛЕДНИКОВ ХРАМА СУРБ ХАЧ
Страсти в Армении и Диаспоре вокруг участия в запланированной на 19 сентября литургии в храме Сурб Хач на острове Ахтамар не утихают. Сторонники и противники приводят множество взаимоисключающих аргументов, в итоге для многих крайне сложно сориентироваться и понять – что же правильнее в данном ситуации. Между тем эпизод, происшедший на том же Ахтамаре 21 августа, на наш взгляд, дает самый убедительный ответ на все обсуждаемые вопросы.
РЕЧЬ О ПОСЕЩЕНИИ ЦЕРКВИ СУРБ ХАЧ ГРУППОЙ АРМЯНСКИХ ПОДРОСТКОВ – победителей телеконкурса "Армянский рыцарь". Видеокадры, на которых запечатлено выдворение армянских детей из армянской же церкви, обошло многие интернет-сайты. Причиной грубых действий полицейских стало всего лишь желание детей помолиться и зажечь свечки в храме, построенном их предками. Но в сегодняшней Турции, превратившей армянский храм в музей и усиленно готовящейся к намеченному на 19 сентября циничному политико-религиозному спектаклю, столь невинное желание подростков оказалось запрещенным.
Чем могли молитва и зажженные свечи детей навредить "музею", так и осталось непонятным. Зато любому нормальному человеку, посмотревшему эти видеокадры, станет ясной разница между турком в форме стража порядка и армянскими детьми, трепетно держащими привезенные из Армении зажженные свечи и пытающимися вознести молитву во славу Господа в оставленном их далекими предками в наследство прекрасном храме. Эта разница — цивилизационная, культурологическая и ментальная — диктует и нормы поведения в культовых местах: одним петь псалмы и молиться на языке народа, которому принадлежит памятник культурно-исторического наследия, другим – бесцеремонно выдворять детей и запрещать им молиться, при этом лицемерно напяливая на себя мину религиозной "толерантности" в отношении соседей.
Думается, этот инцидент – самый убедительный аргумент в споре вокруг участия в литургии 19 сентября. Даже если оставить в стороне весь огромный спектр вопросов политического и нравственного характера, стоит задаться только одним вопросом: если Сурб Хач – музей, для чего раз в год проводить здесь литургию? А если это все-таки храм, то почему в нем запрещено молиться в любой другой день в году?
Кстати, в связи с происшедшим у нас возникло предложение: объявить 19 сентября Днем турецкой толерантности. Чтобы всем было ясно: молиться на Ахтамаре можно только в этот день. Да и то с разрешения и под контролем полицейских.