Логотип

ЭТО «НАША» ПОЗИЦИЯ?

Недавняя история с представленной Азербайджаном на обсуждение сессии Генассамблеи ООН, а затем отозванной резолюцией сильно взбудоражила армянское общество. Власти расценили отзыв проекта как дипломатическую победу, трезвомыслящие эксперты оценили факт отзыва достаточно сдержанно, подчеркивая, что проблема не решена, а всего лишь отложена на неопределенный срок. Нашлись и суровые критики, аргументы которых можно было бы только приветствовать, если бы не извечный вопрос: а судьи кто?

А вот судьями-то оказались те, кто стоял у истоков создавшейся сегодня ситуации. Именно в эти дни "вдруг" вылезли со своими комментариями люди, являвшиеся непосредственными "акторами" во времена, когда Азербайджан закладывал основы своей дипломатической агрессии в международных организациях, в частности в ООН, а Армения спокойно наблюдала за действиями Баку, демонстративно отстранившись от какого-либо противодействия опаснейшим тенденциям.

Речь, конечно же, в первую очередь об Александре Арзуманяне и его соратниках по левоновскому конгрессу. Для тех, кто подзабыл, напомним, что этот человек, будучи одним из приближенных к Л.Т.-П. лиц, был послан в США (не только не имея при этом ни дипломатического образования, ни опыта, но даже не владея английским языком) с целью основания дипредставительства молодой республики. Мы не будем сейчас напоминать, какими именно "подвигами" прославился Арзуманян за 4 года своего пребывания в США, будучи в 1992-1996гг. вначале послом в США, а затем и постоянным представителем Армении в ООН. Но именно при нем были приняты 4 резолюции Совета Безопасности, заложившие основы будущего антиармянского пакета Азербайджана. О том, что предпринимал Арзуманян, дабы предотвратить принятие этих резолюций, история скромно умалчивает, взамен в газетах того времени можно обнаружить немало пикантных (и позорных для страны) подробностей его вольготной жизни в США в тяжелейшие для Армении и Арцаха годы.

Все это и сегодня помнят в Армении многие. Но г-н Арзуманян, по всей вероятности, страдает тем же психическим недугом, что и его любимый шеф: им кажется, что армянское общество поголовно болеет абсолютной амнезией, посему они позволяют себе выступать с критикой относительно тех вопросов, которые имеют самое непосредственное отношение именно к ним. Все бы ничего, если бы Арзуманян критиковал сегодняшнюю внутреннюю ситуацию — так нет же, он лезет именно туда, где его немалая личная вина очевидна всем и не подлежит сомнению. Так, комментируя отзыв резолюции с повестки дня, он заявил на днях: "Этот факт будет представлен властями, как очередная блестящая победа армянской дипломатии. Субъекты власти, безусловно, должны представить так ситуацию, чтобы оправдать свое бездействие и потраченные на их содержание средства налогоплательщиков". И это, повторюсь, говорит человек, при полном бездействии которого были приняты 4 резолюции Совета Безопасности (проект нынешней резолюции был представлен на сессию Генассамблеи, разница существенна) и который 4 года безбедно провел в США "на средства налогоплательщиков" в период, когда Армения и Арцах буквально задыхались в условиях кровопролитной войны, блокады, энергетического кризиса и отсутствия самого необходимого для жизни.

Не отстают от Арзуманяна по степени бесстыдства и его коллеги по левоновскому конгрессу. Координатор конгресса Л.Зурабян тоже счел необходимым резко раскритиковать армянских дипломатов, точно так же "подзабыв", что многолетние негативные стороны деятельности МИД РА закладывались при власти, непосредственном участии и попустительстве лидера АОД Левона Тер-Петросяна и под чутким руководством его главного советника Жирайра Липаритяна. Это, однако, отнюдь не мешает левоновскому конгрессу выступать сегодня с популистскими инициативами типа "альтернативной резолюции в ООН" или же требованием, чтобы "миссии ОБСЕ посетила оккупированные территории НКР".

Все эти громкие требования и инициативы были бы вполне приемлемы и заслуживали бы всесторонней поддержки, если бы… Если бы не одно весьма и весьма существенное обстоятельство, о котором и Зурабян, и Арзуманян, и – тем более — сам Тер-Петросян предпочитают сегодня не вспоминать. А именно: еще в марте 1992 года в интервью газете "Комсомольская правда" президент Армении Левон Тер-Петросян заявлял и подчеркивал собственную готовность вернуть Азербайджану армянские земли, освобожденные кровью армянских воинов – прежде всего сам Арцах. Вот цитата из его интервью: "Хотелось бы думать, что статус автономной республики в составе Азербайджана полностью удовлетворил бы все стороны, ведь при этом Карабах остается в составе Азербайджана, территориальная целостность республики сохраняется, а карабахцы, в свою очередь, имеют гарантированную жизнедеятельность. Вот наша позиция". Сомневающимся сообщим, что копия (оригинал в Ереване обнаружить не удалось, что само по себе интересно) номера газеты за 5 марта 1992 года, заверенная редакцией "КП", находится в редакции "Голоса Армении" и мы готовы предъявить ее любому желающему. Сегодня соратники Л.Т.-П. объявляют себя чуть ли не самыми рьяными защитниками не только Республики Арцах в ее конституционно закрепленных границах, но и оккупированных Азербайджаном территорий НКР.

Дабы в полной мере представить себе степень цинизма, наглости и бесстыдства "бывших", стоит в двух словах напомнить ситуацию, которая сложилась в Армении и Арцахе зимой 1992-1993 годов. После тяжелейшего лета 1992 года, когда азербайджанская армия одержала ряд побед на поле боя, Министерство обороны Армении возглавил Вазген Манукян. Именно зимой 1993 года в ходе Карабахской войны был достигнут решающий перелом и заложена основа будущего военного успеха, в том числе освобождения исторических территорий Арцаха. Давно уже ни для кого не секрет, что подобное развитие событий не входило в планы Л. Т.-П. и компании, концепция решения карабахской проблемы которых была четко изложена в вышеуказанном интервью. Именно в качестве противодействия военным успехам армянской армии в основу и внешней политики РА, и Министерства иностранных дел молодого государства были заложены преступная пассивность, абсолютная безинициативность и полная капитуляция перед агрессивной азербайджано-турецкой политикой на международной арене. Эту внешнеполитическую линию Тер-Петросяна-Липаритяна (остается догадываться – по чьей указке), плоды которой мы сегодня пожинаем, послушно исполнял в том числе и Александр Арзуманян, который в качестве награды за "успехи" был назначен впоследствии министром иностранных дел. И эта линия, к сожалению, оставалась незыблемой в течение более полутора десятка лет, лишь сегодня подавая первые – и, увы, слишком слабые – импульсы к переменам.

Вполне возможно, что эти незначительные импульсы и всполошили "бывших". В такой ситуации бессмысленно задавать даже напрашивающийся вопрос: чего же они запоздали со своими инициативами лет этак на 18, ничего ровным счетом не предпринимая в 1992-1996 гг., когда позиция мирового сообщества, вначале безоговорочно поддерживающего армян Карабаха, под напором азербайджанской активности начинала меняться в противоположную сторону? Бессмысленно, поскольку ситуация отнюдь не в первую очередь обусловлена отсутствием совести и стыда у представителей АОД и левоновского конгресса. Вопрос куда сложнее и глобальнее: пойдет ли, наконец, армянское руководство по пути радикальных реформ внешнеполитической деятельности или под воздействием реакционных и анациональных сил продолжит далеко не случайную инерцию плавания по течению с отдельными проблесками безобидной, по большому счету, активизации?