Европейская комиссия против расизма и нетолерантности (ECRI) c 27 сентября по 1 октября провела в Азербайджане мониторинговые работы. Как сообщается на сайте Совета Европы, комиссия намерена опубликовать результаты мониторинга в виде доклада, в котором будет представлен ряд консультативных предложений по устранению расизма, ксенофобии, нетолерантности и антисемитизма в этой стране.
В 2007 ГОДУ КОМИССИЯ УЖЕ ПУБЛИКОВАЛА ДОКЛАД ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ, в котором отмечалось, что многие политические деятели и СМИ Азербайджана пропагандируют нетерпимость по отношению к национальным меньшинствам страны. Кроме того, мониторинговая группа отметила, что нерешенная нагорно-карабахская проблема создает в Азербайджане крайне нетолерантную атмосферу по отношению к армянам. ECRI отметила также то обстоятельство, что пробелы в законодательстве Азербайджана, в результате чего проживающие в стране представители национальных меньшинств оказались со статусом "неграждан", еще больше углубляют атмосферу нетолерантности в азербайджанском обществе.
Странным образом сообщение о работе Европейской комиссии в Азербайджане совпало с трагической смертью в Баку армянского юноши Манвела Сарибекяна. Думается, что те 25 дней, что похищенный пастух из приграничного села провел в азербайджанских застенках, — доказательство не только вопиющих нарушений норм международного права, но и убедительное свидетельство возведенных в ранг государственной политики Баку расизма и ксенофобии. Можно лишь согласиться с Европейской комиссией в том, что это касается не только армян: многочисленные сообщения в прессе последнего времени свидетельствуют о царящей в этой стране атмосфере нетерпимости и дискриминации в отношении национальных меньшинств, которая со времени предыдущего доклада ECRI стала еще более наглядной и критической. Более того, за прошедшие три года в застенках бакинских тюрем скончались несколько видных представителей коренных народов Азербайджана, отбывающих сроки по явно политическим причинам.
На фоне этих очевидных явлений в Баку не прекращается циничная национальная кампания по самовосхвалению собственной "толерантности" и "отсутствия проблем" во взаимоотношениях с нацменьшинствами. Самоутверждение в качестве флагмана мировой толерантности, судя по всему, является своего рода иде-фикс алиевского режима. При этом нагнетание нетерпимости в отношении представителей национальных меньшинств, уже не говоря о беспрецедентной по накалу и абсурду армянофобии, прямо пропорционально рвению и наглости представителей властей Азербайджана, выставляющих собственное государство в качестве "образца толерантности".
ДУМАЕТСЯ, ЧЛЕНЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ДОЛЖНЫ ОБРАТИТЬ САМОЕ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ на мученическую смерть молодого армянского пастуха, как наглядное проявление ситуации с этнической толерантностью в Азербайджане. К сожалению, международные правозащитные и иные организации в целом пока что воздерживаются от оценки царящего в этой стране и представляющего угрозу всему региону антиармянизма. Доклад ECRI как профильной комиссии может и должен отразить истинное положение дел в Азербайджане.
Более того, к убийству Манвела Сарибекяна необходимо привлечь внимание других международных организаций, обязанных по роду деятельности реагировать на нарушения прав человека. В первую очередь — Комиссара по правам человека Совета Европы Т.Хаммарберга, который, кстати, по нашим данным, буквально через несколько дней собирается посетить Армению для участия в международном форуме. В дни проведения мероприятия необходимо добиться не только оценки, но и осуждения официального Азербайджана за государственную политику ксенофобии и расизма.
Подобная оценка возможна, как уже отмечал "ГА", только в одном случае: при последовательной и принципиальной позиции Армении в вопросе расследования обстоятельств смерти Манвела с обязательным участием международных и армянских экспертов, а также требований политической и правовой оценки многократных и грубейших нарушений Азербайджаном как Женевских конвенций, так и основополагающих прав человека. Возможно, венцом этого процесса, как уже предложили армянские эксперты, должно стать обращение в международные судебные инстанции — в первую очередь в Европейский суд по правам человека.