«В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ Я ГОРДИЛАСЬ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЮСЬ ДОЧЕРЬЮ ДИПЛОМАТА, пока однажды не обнаружила в кладовой под кучей домашней утвари фотографии папы в военной форме. Это стало для меня шокирующим откровением. Лишь после беседы с отцом я поняла, что заставляло его воспитывать нас, своих дочерей, в духе огромного патриотизма, бесстрашия, самостоятельности не только в выборе профессии и интересов, но и в принятии решений, быстрых и точных. Моя гордость утроилась, а чувство защищенности, которое мы всегда испытывали рядом с папой, стало осознанным», — начала свой рассказ об отце-разведчике Лиана Азоян.
В гости к Лиане я напросилась по двум причинам: на носу был День Армянской национальной армии, к становлению которой Басенци Азоян имел самое прямое отношение, да и от коллег-журналистов выяснилось, что Лиана уже несколько месяцев работает над книгой об отце. «Я всегда буду рядом» — так решила назвать свои мемуары опытный журналист, в прошлом корреспондент МТРК «Мир» и ныне руководитель пресс-службы Российского центра науки и культуры в Армении Лиана Азоян. Эти слова Басенци Багдасарович повторял часто, но не безосновательно: где бы он ни находился по роду службы, семья всегда ощущала рядом его немое присутствие.
Книгу Лиана решила составить из личных воспоминаний об отце, в первую очередь о человеке и главе семьи, о днях, проведенных вместе, о его вкладе в создание и становление отечественной военной разведки. «Книга будет сочетать художественное описание с фактографическим материалом, который я планирую обогатить документами, к которым мне разрешат доступ, — рассказывает автор. – Известно, что после смерти разведчика должно пройти не меньше 20 лет, чтобы постепенно рассекретить его деятельность. Однако я надеюсь, что хоть маленькую толику архивных материалов, связанных с работой и именем Басенци Азояна, мне удастся увидеть чуть раньше, ведь уже прошло почти 10 лет с того дня, как папы не стало».
УРОЖЕНЕЦ СЕЛА ВАГУДИ СИСИАНСКОГО РАЙОНА (РОД. В 1947 г.) БАСЕНЦИ АЗОЯН окончил факультет востоковедения Ереванского государственного университета, овладел не только специальностью, но и 5 иностранными языками. В 1987 г. он вышел также из стен института КГБ СССР, но уже задолго до этого поступил на службу в систему национальной безопасности, занимал ряд должностей. Лиане дважды довелось жить рядом с отцом во время его службы за границей – в Иране, куда Басенци Азоян был командирован в 1980-м на два года, и в Афганистане, где он прослужил в 1983-86 гг.
Лиана задумала начать книгу с воспоминаний о первой поездке к отцу. «Помню, как мы втроем – я, сестра и мама — сели в поезд, следовавший по маршруту Ереван — Джульфа — Тегеран, и отправились к отцу, — рассказывает она. – Я была во втором классе и не представляла, что отец работает под прикрытием дипломатического сотрудника. В те годы дипломатам не разрешалось вывозить с собой семьи. Мы были одними из первых, кто получил такое право, создав прецедент для других». По словам Лианы Азоян, продолжать учебу в соседнем Иране пришлось на дому: жены сотрудников Посольства СССР собирали детей под одной крышей и обучали, кто языкам, кто математике, а кто естественным наукам. Посольской школы в Тегеране не существовало. Но это не помешало организовать прием детей в пионерскую или комсомольскую организации. Пионерский галстук Лиане повязали именно в Иране. Здесь же и застало семью Азоян известие о смерти главы Советского государства Леонида Брежнева.
Отроческие годы Лиана провела в Афганистане, где и тогда шла война. В стране царил хаос, часто обстреливали и Посольство СССР, так что сотрудникам и их семьям приходилось прятаться. Басенци Азоян заводил «своих женщин» в убежище, сидел с ними несколько минут, рассказывая необычные истории и напевая спокойные, мелодичные песни, чтобы успокоить, и лишь после уходил исполнять долг.
С АФГАНИСТАНОМ У ЛИАНЫ СВЯЗАНО МНОГО ВОСПОМИНАНИЙ. Здесь она участвовала и выиграла соревнования по разборке и сборке автомата: приз ей вручал Герой Советского Союза Руслан Аушев, с которым спустя много лет ее вновь свела судьба. Здесь она по собственной инициативе пела в госпитале для раненых советских солдат, подбадривая своим детским, но полным уверенности в победу голосом. Трагический случай стал поводом для выбора будущей профессии. По рассказам Лианы Азоян, моджахеды по ночам разбрасывали на улицах красивые игрушки, начиненные взрывчаткой, а утром дети с радостью на лицах их подбирали… Один из соседских мальчиков подорвался на такой игрушке, выжил, но остался без рук и ног. Лиана с отцом навестила его.
«Это была, пожалуй, первая трагедия, с которой я столкнулась лицом к лицу, — и сегодня с ужасом вспоминает она. – Я долго не могла прийти в себя, и папа посоветовал написать мне об этом заметку: сейчас понимаю, чтобы я излила боль на бумаге и освободилась от нее. Через пару часов я упаковала в конверт свой первый журналистский материал и отправила в «Пионерскую правду». Статья не была опубликована из политических соображений, но я получила вежливое письмо из редакции на бланке, за отличный материал, в котором мне, подростку, объясняли причину отказа в публикации. Этот документ до сих пор хранится в личном архиве».
После Афганистана семья вернулась домой. Басенци Азоян служил несколько лет в Москве, затем в его биографии была Карабахская война и служба в Вооруженных силах Армении. В 2002 г. Басенци Азояну, долгие годы возглавлявшему военную разведку Главного штаба ВС РА, было присвоено звание генерал-майора. Ему удалось создать за короткий срок профессиональную структуру, которая во многом помогла выиграть войну в Карабахе. Он был награжден медалями и орденами «За боевую службу», «Маршала Баграмяна», «Андраника Озаняна», «Гарегина Нжде», «За укрепление сотрудничества», «За безупречную службу» I и II степени, и многими другими. Басенци Багдасарович до последнего дня жизни укреплял нашу национальную армию, внес неоценимый вклад в ее развитие, используя все свои знания, навыки и опыт, полученные еще в советские годы.
«ПО ОТЦУ НЕ БЫЛО ВИДНО, ЧТО ОН ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ВОЕННЫЙ, — продолжает дочь генерала Азояна. – Простой, всегда позитивный, он оставлял за дверью дома все, что связано с работой, политикой. Любил веселиться, был неравнодушен ко всему армянскому, национальному – покупал традиционную домашнюю утварь, которой обставил дачу, обожал петь и был прекрасным знатоком народных песен, посему оставлял на окружающих впечатление беззаботного человека. И безраздельно любил свою родину, которой и посвятил себя без остатка. Нас, дочерей, баловал в меру, воспитывая в нас мужество, помогая сформироваться как личность. Он сначала не вмешивался в наши дела: во всех вопросах, будь то учеба или работа, мы сами делали первый шаг, а он наблюдал, насколько мы усвоили его уроки жизни».
Басенци Азоян всегда отличался галантностью, и не только в семье. Букеты цветов по случаю дней рождения или женских праздников вовремя доставлялись его «слабым половинкам». Он был душой компании, мог за считанные минуты расположить к себе любого. Генерал армянской разведки имел необычное хобби – собирал политические карикатуры, которые висели в его кабинете. «Если мы не научимся смеяться над собой и подмечать собственные недостатки, то ничего не добьемся», — поговаривал Басенци Багдасарович.
Басенци Азоян ушел из жизни в июле 2006 г. – не выдержало сердце. Год назад в Сисиане открылась школа, получившее имя «Братьев Азоян», именем братьев Азоян названа и улица в Сисиане (один из 5 братьев Басенци Багдасаровича также был военным). Потомок выходцев из Карса, он мечтал побывать на родине предков. Незадолго до смерти ему удалось осуществить мечту, добравшись до бывшего отчего дома в генеральском кителе. За неделю до смерти он побывал и в Сисиане, где прошло его детство, встретился с родственниками. Эта часть его биографии также войдет в книгу «Я всегда буду рядом».
«После смерти отца эта фраза стала для меня еще более актуальной и важной, — c гордостью говорит Лиана. — Книгу я пишу, чтобы показать современникам, каким должен быть армянский офицер. Он ушел, оставив после себя не только много великих дел, но и доброе имя. Именно так, с большой любовью, уважением и теплом вспоминают сегодня Басенци Азояна все».