Логотип

РПА НЕ ИЗБЕГАЕТ НЕПОПУЛЯРНЫХ ЗАКОНОВ

Правительству в краткие сроки удалось то, над чем радикальная оппозиция долго и тщетно ломала голову, а именно: разбудить народ. Ни один законопроект не вызвал столь негативного отношения, как тот, который призван регулировать отчуждение собственности для нужд общества и государства. При этом правительство оказалось на редкость "прозорливо" и, чтобы окончательно подогреть страсти, принесло в парламент еще и проект закона о повышении должностных окладов высокопоставленных лиц, чем основательно подлило масла в огонь и взбудоражило общественность. После того как эта самая общественность повалила на улицы и устроила ряд пикетов, в том числе у стен здания правительства, последнее опомнилось и срочно отозвало из парламента проект о повышении должностных окладов.
Однако было уже поздно. Оппозиция использовала свой шанс, что называется на полную катушку, спекулируя на основном "проколе" правительства, обосновавшего намерение повысить зарплату министрам и прокурорам борьбой с коррупцией. Других мер по борьбе с этим злостным недугом у правительства не обнаружилось. Никто, как и следовало ожидать, не поверил, что высокопоставленные чиновники перестанут брать взятки, если им повысят зарплату, и правительство вынуждено было отозвать проект, чтобы не накалять страсти. Вообще, вносить в парламент подобный документ в то время, когда там еще не улеглись страсти по закону об отчуждении собственности для нужд общества и государства, могло только очень "прозорливое" правительство, которое "понимает", что общество де-факто уже втянуто в предвыборную баталию и что все процессы сегодня напрямую проецируются на предстоящие парламентские выборы.
Так или иначе, а вчера созванное по инициативе правительства внеочередное заседание НС помимо прочего проголосовало за принятие в третьем окончательном чтении закона об отчуждении собственности для нужд общества и государства. И хотя фракция "Справедливость" устами своего секретаря Григора Арутюняна загодя призвала депкорпус не голосовать за "антиконституционный закон" и попросила 20-минутный перерыв, однако это не спасло ситуацию и злополучный закон был утвержден 70-ю голосами "за" при 2 воздержавшихся и отсутствии голосов "против". Оппозиция не голосовала в надежде сорвать голосование по причине нехватки кворума, однако, как и следовало ожидать, большинство обеспечило явку, кворум был, и закон легко преодолел испытание третьим чтением.
Оппозиция, напомню, заявляла о намерении обратиться в Конституционный суд, дабы оспорить соответствие закона об отчуждении собственности для нужд общества и государства Основному Закону. В интервью "ГА" Г. Арутюнян сообщил, что сбор подписей для обращения в КС оппозиция предпримет после подписания закона президентом РА. Секретарь фракции "Справедливость" заявил также, что оппозиция расценивает идею раздела Еревана на несколько городов исключительно как попытку властей создать удобные условия для того, чтобы диктовать населению свою волю. Делается это под видом обсуждения будущего законопроекта о Ереване, однако политический подтекст в данном случае очевиден, утверждает Арутюнян.
Так или иначе, а уже начатая по этому поводу дискуссия вряд ли оформится в конкретный законопроект до начала официальной предвыборной парламентской кампании, однако идея уже взята оппозицией на вооружение и раскручивается в духе противостояния очередной попытке властей "разделить, чтобы властвовать". Но идея раздела столицы — тема отдельного разговора, а этот продолжим перечнем парламентских сил, проголосовавших за закон об отчуждении собственности в интересах общества и государства: фракции РПА, ОТП, частично АРФ "Дашнакцутюн", депгруппы "Народный депутат" и "Предприниматель".
Отвечая вчера на вопрос "ГА" о том, в какой мере история с законопроектом о повышении должностных окладов отразится на предвыборном имидже РПА, член Совета партии депутат Самвел Никоян заявил: "Речь шла о намерении правительства повысить оклады не нынешним министрам и депутатам, а следующему правительству и депкорпусу, то есть правительство делало это не для себя. Но предвыборная атмосфера сыграла свою роль и страсти разгорелись. Если правительство инициирует повышение пенсий гражданам, то повышение должностных окладов стало бы одним из основных источников соответствующих поступлений в Пенсионный фонд. Только повышая зарплаты бюджетников, не только высокопоставленных должностных лиц, но и врачей и учителей, что тоже делается, можно увеличить поступления в Пенсионный фонд. Не говоря уже об антикоррупционной составляющей и выравнивании диспропорции, которая возникла после повышения окладов гражданских служащих, вследствие чего в ряде случаев зарплата подчиненных стала выше, чем у руководства. . . Я понимаю, что с точки зрения предвыборной ситуации законопроект о повышении должностных окладов был не слишком уместен и дал обильную пищу для спекуляций тем, для кого интересы государства вторичны, кто руководствуется желанием сыграть на общественном недовольстве. Популизм республиканцам всегда был чужд, мы никогда не избегали непопулярных шагов. Повторюсь, правительство сказало, что повышает оклады не для себя, но поскольку другие политические силы были против, проект отозвали, показав тем самым, что РПА в данном случае не имела никакой личной заинтересованности. Что до предвыборного имиджа, то я согласен: шаг был непопулярный, но правительство предприняло его, по-видимому, оттого что было уверено в своей правоте и не считало, что в предвыборном году следует увлекаться исключительно дешевыми популистскими мерами по воздействию на общественное сознание и дабы расположить к себе будущих избирателей".
Напомню, что фракция АРФ "Дашнакцутюн" однозначно высказалась против законопроекта о повышении должностных окладов, а если такую позицию занимает коалиционная политическая сила, то это намерение отразилось бы на позиции парламентских групп. Это обстоятельство существенно затруднило бы принятие законопроекта, и правительство, понимая это, загодя отозвало документ из парламента. Таким образом, страсти по поводу непопулярного законопроекта о повышении должностных окладов удалось пресечь, ну а страсти по поводу непопулярного закона об отчуждении собственности, по-видимому, улягутся еще не скоро.