Логотип

НАЧАЛО ПРЕЗИДЕНТСКОГО МАРАФОНА. . .

Армянская оппозиция, как известно, начинает говорить о выборных нарушениях задолго до выборов, говорит о них в день выборов и. . . вплоть до следующих. В отношении нынешних выборов все складывалось бы по давно заведенной традиции, если бы не одно "но". Международные наблюдатели дали высокую оценку выборам, охарактеризовав их в целом соответствующими международным стандартам, однако эта оценка не совпадает с той, которую готовится озвучить (и уже озвучила) оппозиция. Почему? А потому, в частности, что у лидеров некоторых оппозиционных партий есть вполне определенные обязательства.
Вспомним, к примеру, как в беседе с вице-послом Великобритании Ричардом Хайдом за столиком в "Марко Поло" Артур Багдасарян говорил буквально следующее: "В Вашингтоне серьезные люди говорят, что для них очень важно, что наша партия скажет после выборов. Они говорят: не перекладывайте все на нас, вы-то сами что скажете, какую дадите оценку? Мы это будем учитывать. Советник Джорджа Буша (мы встречались с ним) ,. . то есть если те силы, которые уже доказали преданность этой демократии, скажут все вместе, что были фальсификации, то международное сообщество не сможет на это плюнуть".
Ну а поскольку 400 европейских наблюдателей уже озвучили предварительную позитивную оценку, однако заявили, что окончательное заключение по выборам будет сделано с учетом поствыборных процессов и мнения оппозиции, то настало время отработать заказ серьезных людей в Вашингтоне или еще где-либо. Ведь нельзя же допустить, чтобы позитивная предварительная оценка переросла в позитивную заключительную! Лидер "ОЕ" намерен оспорить результаты выборов в Конституционном суде. Надо очень постараться, дабы поствыборные процессы добавили ложку дегтя в бочку с медом, ведь если окончательное заключение международных наблюдателей будет позитивным, то серьезные люди за океаном сочтут миссию Багдасаряна проваленной. Нельзя же все перекладывать на них, надо и самому доказать, что ты "серьезный" человек. . .
Поствыборная деятельность блока "Импичмент" и партий "Республика" и "Новые времена" тоже будет направлена на оспаривание результатов выборов, однако первый же поствыборный митинг показал, что до критической массы еще ох как неблизко и вряд ли этим деятелям удастся собрать на площади больше людей, чем было на митинге 13 мая. Так или иначе, а к набравшим смехотворно малое число голосов радикалам в скором времени, возможно, примкнет партия Степана Демирчяна, которая, напомню, в парламент не прошла. К той же компании примкнет и Социал-демократическая партия гнчаков во главе с Людмилой Саркисян, набравшая 0, 1% голосов. Ее лидер упорно делает вид, что рассчитывала на большее.
13 мая Тигран Карапетович, разочарованный итогами выборов, заявил в эфире "АЛМ", что сворачивает программу с паровозиком, в ходе которой участникам дарились телевизоры, фены и прочие подарки. Карапетович, считающий песни и пляски политической категорией, похоже, сильно обижен на аудиторию своего телеканала. . .
Впервые в истории Третьей Республики оценка наблюдателей из СНГ совпала с оценкой европейских наблюдателей. А представительство сил в парламенте во многом подтвердило прогнозы социологов. Неожиданностью для некоторых стало лишь то, что "Национальное единение" Арташеса Гегамяна не преодолело 5%-ный барьер, а в целом прогнозы подтвердились. Причем не только социологов, но и всех, кто прочил неудачу на выборах партиям, бойкотировавшим работу парламента 2003 года созыва. Как видим, избиратели не пожелали снова видеть в парламенте тех, кто бойкотировал работу НС добрую половину своего депутатского срока. Речь в основном о партиях блока "Справедливость". Впрочем, из них НПА могла бы рассчитывать на успех, если бы не проходные места ее предвыборного списка, вызвавшего раздражение активистов на местах и послужившего причиной исхода из рядов партии. Свою роль сыграла и не очень грамотно организованная предвыборная агитация.
Так или иначе, а представители "ОЕ", НПА и "НЕ" в ЦИК не подписали итоговый протокол. Бывшая парламентская оппозиция оказалась вне парламента, однако причину этого склонна искать не в себе, а в "происках" властей предержащих.
А в новом парламенте будет две оппозиционные партии, причем обе прозападного толка. То, что "ОЕ" и "Жарангутюн" Раффи Ованнисяна преодолеют 5%-ный барьер, было вполне прогнозируемо, как прогнозируемо и то, что лидеры обеих партий будут баллотироваться в 2008г. в президенты.
Итак, выборы закончились, начались поствыборные процессы, которые будут развиваться по следующим направлениям: некоторые из оппозиционных партий (из числа ранее представленных в парламенте) обратятся в Конституционный суд, дабы сохранить лицо, хотя их лидеры в глубине души прекрасно осознают, что 12 мая получили от народа то, что заслужили, но при этом будут из кожи вон лезть, чтобы доказать, что итоги выборов сфальсифицированы, в противном случае они прошли бы в парламент.
Другие оппозиционные силы, в частности "ОЕ", будут отрабатывать заказ внешних сил по дискредитации выборов, дабы не допустить, чтобы заключительная оценка международных наблюдателей повторила предварительную. Вспомним, как Багдасарян загодя вымогал у европейских инстанций заявление, изначально, еще до выборов, бросающее тень на страну. Не получилось. Не получилось и сразу после выборов. Надо, стало быть, работать в направлении дискредитации итогов, ведь позже будет озвучена итоговая оценка. Ну а третьи силы из числа уличной оппозиции ("Импичмент", "Республика", "Новые времена") будут внедрять сценарий поствыборной дестабилизации, созывать людей на митинги и стараться, чтобы недовольство отдельных групп электората итогами выборов переросло в дестабилизацию внутриполитической обстановки. А посему уже изрядно подуставшую от выборов общественность ожидают два параллельных шоу: одно — в зале Конституционного суда, другое — на улице.
А на противоположном фланге, по нашим сведениям, уже вовсю идет подготовка к предстоящей парламентской работе, обсуждаются шансы, программы и кадровые вопросы. От решения последних во многом будет зависеть имидж правящей политической силы и планы на победу на президентских выборах кандидата от этой силы. Но это — тема другого разговора. А пока констатируем, что пусть с издержками, пусть во многом формально, но наша страна приблизилась к европейским параметрам, и надо очень постараться, не вынося сор из избы, сделать так, чтобы комплекс нелегитимности, насаждаемый более 10 лет, был преодолен как можно легче. . .
А поствыборные процессы уже сегодня, на третий день после выборов, можно расценивать не иначе как начало следующей — президентской — кампании. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что неофициально предвыборная президентская гонка в Армении уже стартовала, причем стартовала с поствыборных процессов: одни принялись раскачивать лодку, другие — формировать власть. . .