ПО КОНСТИТУЦИИ. . .
Референдум 5 июля 1995г. , совпавший с выборами в Национальное Собрание, прошел с грубейшими нарушениями, а его итоги были фальсифицированы — народ сказал "НЕТ" сшитой по Левону Тер-Петросяну Конституции, которое волею фальсификаторов превратилось в "ДА".
Когда Роберт Кочарян впервые баллотировался на пост президента, лидеры оппозиционных аодовскому режиму партий наперебой требовали от него, чтобы аодовская Конституция была перекроена по демократическим принципам. Позже оппозиция сокрушалась, что конституционная реформа идет весьма медленными темпами, хотя, откровенно говоря, и не пыталась ее ускорить, важно было, что процесс пошел и что президент намерен откорректировать Основной Закон. В предвыборной программе Кочаряна в 2003г. в главе "Приоритет права" первым же пунктом значилось: "Довести до завершения процесс конституционной реформы". В этом процессе важную роль сыграли европейские эксперты, в итоге именно их позитивные отзывы по целому ряду положений послужили основанием для утверждения пакета изменений и дополнений парламентом с последующим вынесением их на всенародный референдум.
Сегодня многие говорят о том, что значение реформы Основного Закона по сей день должным образом оппозицией не осмыслено, что, встань она своевременно во главе процесса, и исход выборов 2007г. не был бы для нее столь плачевным. Ни для кого не секрет, что в странах авторитарного типа во главе демократических преобразований находится оппозиция, в Армении все произошло с точностью до наоборот. Европейские инстанции были этим обстоятельством весьма озадачены. Ведь это только в Армении власть выступала за отмену смертной казни, а оппозиция этому отчаянно сопротивлялась со ссылкой на осужденных по делу 27 октября. В Армении президент добровольно пошел на сокращение своих полномочий, европейские эксперты его поддержали, а армянская оппозиция заняла непримиримую позу и принялась повторять вслед за Арамом З. Саркисяном, что эта власть ничего путного предложить не может, а посему следует бойкотировать конституционную реформу, невзирая на позитивные отзывы европейских инстанций.
Пакет конституционных преобразований был шагом вперед по сравнению с Конституцией 1995г. , тем не менее оппозиция приложила все усилия, дабы вызвать негативное отношение к реформе со стороны критически настроенной массы. Это бросило густую тень на референдум, однако не уменьшило роли и значения конституционной реформы, предусматривающей сокращение полномочий президента и расширение полномочий парламента, право апелляции к омбудсмену и Конституционному суду рядовых граждан и ликвидацию запрета на двойное гражданство.Не будем перечислять всех преимуществ обновленной Конституции по сравнению с той, что была принята в 1995г. , тем паче что жизнь предъявляет новые требования к действующим законам, и Основной Закон не исключение. Нетрудно предугадать, что на пути евроинтеграции и предстоящего членства нашей страны в Евросоюзе Конституция Армении переживет еще одну реформу, после которой изменится то, что не удалось изменить в ходе первой реформы, например, сократится численность депкорпуса (Армении явно не нужен 131 депутат) , должность марзпета станет выборной и т. д. Ведь о том, что стало возможно лишь в 2005г. , говорилось еще тогда, когда Левон Тер-Петросян заявлял, что Армении вовсе не нужна Конституция.
Прошло 10 лет, и многое из того, что говорилось в 1995-м, стало реальностью. Реформы созревают медленно, еще медленнее нарождается гражданское общество. Можно иметь самую демократическую Конституцию, но при этом жить по феодальным законам. Обновленная Конституция предоставляет достаточно возможностей для формирования в Армении гражданского общества, увы, само общество в силу своей инертности не всегда использует эти возможности и, будем откровенны, не очень-то и интересуется теми правами, которыми наделяет его Основной Закон государства. Возможно, причина этого в том, что реформа Основного Закона была инициирована "сверху" без глубокого осознания ее необходимости рядовыми гражданами. Причина и в том, что отдельные положения Конституции по сей день носят сугубо формальный характер, как то: "Запрещается злоупотребление монопольным или доминирующим положением на рынке и недобросовестная конкуренция"; или: "Государство защищает интересы потребителей, осуществляет предусмотренные законом меры по контролю за качеством товаров, услуг и работ"; или: "Каждый имеет право на бесплатное получение основных медицинских услуг". Всем известно, что в Армении процветает недобросовестная конкуренция, что качество товаров оставляет желать лучшего, а о бесплатных медицинских услугах вообще лучше не упоминать.
Основная законодательная база к обновленной Конституции уже сформирована: приняты поправки к Закону "О гражданстве", законы о государственной символике, а также ряд других законов. . .
В ответ на упреки, что навязанная народу в 1995г. Конституция была сшита по Тер-Петросяну, аодовские деятели по традиции и сегодня заявят, что именно с этой Конституцией нашу страну приняли в Совет Европы. Это, однако, не есть свидетельство признания со стороны СЕ ее достоинств, просто нам дали шанс на демократизацию Основного Закона. Более того, таким было условие, с которым Армению приняли в СЕ, так что "достоинства" аодовской Конституции здесь ни при чем.
Реформа Конституции — существенный шаг на пути интеграции Армении в евросообщество, не исключено, что именно с этой обновленной Конституцией нашу страну примут в Евросоюз и это потребует проведения еще одной конституционной реформы. Время предъявляет новые требования к действующим законам и Основной Закон — не исключение. Время также учит общество жить по Конституции. На пути к формированию подлинно гражданского общества это основной фактор.