Вазген Манукян на вопрос "Голоса" о том, возможно ли в нынешних условиях воссоздать антилевоновскую коалицию образца 1996г.(или некое ее подобие) , ответил вопросом "а зачем?" и пояснил: коалиция 1996г. была направлена против человека, сосредоточившего в своих руках абсолютную власть, а сегодня Тер-Петросян — рядовой претендент на роль кандидата на президентских выборах, причем его выдвижение в этом качестве лидер НДС считает абсолютно бесперспективным.
Манукян далеко не единственный, кто не видит в выдвижении Тер-Петросяна (если таковое состоится) объективных предпосылок для политического успеха. Ни АОД, ни карликовые партии "Импичмент"-а, ни "Республика" Арама Завеновича, ни прогрессивные либералы Овика Ованнисяна, ни гнчаки Людмилы Саркисян ни оптом ни в розницу не обладают политическим потенциалом, способным обеспечить подобный успех. У тер-петросяновской группы поддержки (именно группы, ибо численность вышеназванных партий другого определения не заслуживает) нет активно действующих территориальных ячеек, нет представителей в избиркомах, нет надежного человеческого и финансового ресурса, есть только имитация, миф, рассчитанный на внешнего пользователя. Аодовский агитпроп не покладая рук раскручивает миф о том, что экс-президент способен возглавить протестный электорат и стать его лидером. Здесь в такую перспективу вряд ли кто-либо поверит, однако тер-петросяновскому агитпропу важно, чтобы в эту перспективу и востребованность экса поверили не здесь, а ТАМ, за пределами Армении, и тогда после поражения на президентских выборах экс будет пытаться набрать дивиденды на заверениях, дескать, итоги выборов были сфальсифицированы.Спектакль вокруг политической реанимации Тер-Петросяна сопровождается соответствующей шумихой и занятными побочными эффектами — вообще, выдвижение кандидатов, не обладающих реальным политическим ресурсом и делающих ставку исключительно на внешние эффекты, грозит стать чуть ли не главной отличительной чертой предстоящей президентской гонки. Достаточно вспомнить марксиста Давида Акопяна и лидера "Новых времен" Арама Карапетяна. Оба не обладают объективными предпосылками и ресурсами для политического успеха, зато шумовой эффект от их намерения баллотироваться почти оглушительный. Кроме шума — ничего. А ничего и не надо — пошумят, попозируют в роли кандидатов в президенты и. . . останутся с чувством глубокого удовлетворения.
В отличие от сторонников Тер-Петросяна, глубокомысленно усматривающих в его визите к дашнакцаканам "новую политическую ситуацию", "новую культуру" и еще бог весть что, реалисты высказывают прогнозы, что на президентских выборах Тер-Петросян едва ли наберет больше голосов, чем, к примеру, лидер Народной партии и глава "АЛМ"-холдинга Тигран Карапетович. В нынешних условиях, если смотреть на вещи, как говорится, голыми глазами, то вопрос, наберет ли Карапетыч на президентских выборах больше голосов, чем Тер-Петросян, представляется отнюдь не праздным.
В самом деле, почему человек, который опекал неимущих, дарил им телевизоры и прочую утварь, возил пожилых людей на берег Севана, оплачивал им стоматологические услуги, очки и прочее, должен получить меньше голосов, чем тот, кто морил народ холодом, мраком, объявлял все военные победы временными, хотел сдать Арцах, фальсифицировал выборы и насаждал свою диктатуру танками? Или выборные процессы в нашей стране протекают в обход здоровой логики?Что бы там ни говорили акулы аодовского агитпропа, а в протестно настроенной публике сегодня гораздо больше поклонников Карапетыча, нежели страдающих амнезией обожателей Тер-Петросяна, а потому скорее Карапетыч, а не Акопыч может рассчитывать как на симпатии простых обывателей, не склонных голосовать за действующую власть, так и на симпатии радикально настроенной публики. И хотя тер-петросяновское окружение делает ставку на то, что именно экс-президенту удастся подгрести под себя голоса тех, кто недоволен нынешней властью, ставка эта вряд ли "сыграет" — протестная публика, как правило, злопамятна, а посему недовольство нынешней властью вряд ли побудит ее отдать голоса тому, кто, будучи у власти, заложил основу для многих негативных явлений и процессов. Словом, голосовать против нынешних не означает для этой публики голосовать за бывших.
Надо отдать Карапетычу должное: в отличие от Арташеса Мамиконыча, он не стал делать трагедии из попытки экс-президента вернуться в действующую политику, а напротив, спокойно заявил, что из этой затеи ничего не выйдет, ибо народ наш ничего не забыл и проголосует за каждого кандидата по делам его, не более. . . Вообще на оппозиционном фланге, кроме вышеперечисленной "группы поддержки" да впечатлительного Мамиконыча, никто особо бурно на возможное выдвижение экса реагировать не собирается. Более того, опытные политики высказывают недоумение относительно призрачных стимулов, побудивших Тер-Петросяна к столь отчаянной авантюре, коей является его возвращение. . .
Времени до старта официальной предвыборной кампании предостаточно, а посему есть все основания полагать, что миф о том, что экс-президент может стать кумиром оппозиционно настроенной части электората, будет развенчан окончательно и в итоге за Тер-Петросяна (если он все же решит баллотироваться) проголосуют только те, кто при аодовской власти хорошо жил, ибо, кроме них, никто с возвращением Тер-Петросяна надежд на хорошую жизнь не связывает. Впрочем, стоит отдать экс-президенту должное: не будь интриги с его возвращением в действующую политику, президентская гонка выглядела бы пресно. Его появление на подмостках вызвало оживление, побудоражило умы, освежило память и вообще встряхнуло общественность. Согласитесь, лишняя порция предвыборного адреналина еще никому не вредила. Но эффект новизны вскоре исчезнет, общество успокоится и узреет в лице экс-президента рядового претендента, одного из многих. . .
