Логотип

ВСТРЕЧИ БЕЗ ВОСПОМИНАНИЙ

"Не надо помнить прошлое, надо идти вперед", — заявил на днях, касаясь взаимоотношений АРФ "Дашнакцутюн" и АОД, руководитель молодежного крыла бывшей партии власти. Дело было в ходе публичной полемики молодежных лидеров АРФ "Дашнакцутюн", "Жарангутюн" и АОД. Не будем отвлекаться на рассуждения о том, как далеко (и главное, куда) можно уйти, если не помнить прошлого, тем паче что в политике память носит весьма избирательный и конъюнктурный характер. Выгодно — помнят, невыгодно — забывают. Все, как по доморощенным аодовским агиткам конца 80-х про то, что не бывает вечных врагов, и о пользе манкуртизации. . .
Едва утихли разговоры вокруг встречи Левона Тер-Петросяна с дашнакцаканами, как экс-президент затеял новую. Похоже, он старается делать так, чтобы у околополитической публики не иссякала пища для разговоров. Но предварим разговор о новой встрече экс-президента одной примечательной цитатой. На днях депутат от фракции АРФ "Дашнакцутюн" Алвард Петросян заявила: "Левон Тер-Петросян пришел к нам, и как гостеприимные хозяева мы обязаны были его принять. Могли и не принять, но мы приняли, потому что ничего главнее будущего страны и ее судьбы не существует, и если осознаешь это, то остальное становится второстепенным". Так-то оно так, но при чем тут Тер-Петросян? Он отнюдь не будущее страны, а скорее, ее беспросветное прошлое. Впрочем, судя по содержанию цитаты, госпожа Алвард полагает, что будущее страны оказалось бы под угрозой, если бы дашнакцаканы отказали Тер-Петросяну в гостеприимстве, особенно после того, как он назвал власть, частью которой является АРФ "Дашнакцутюн", мафиозной, преступной и воровской. . . А теперь о новой встрече.
На днях на квартире одного из членов бывшего Комитета "Карабах" Самсона Казаряна встретились бывшие члены того же Комитета Левон Тер-Петросян, Вазген Манукян и Ашот Манучарян. Как и в предыдущий раз, Тер-Петросяна сопровождал экс-министр иностранных дел Александр Арзуманян.
За несколько дней до выступления экс-президента в отеле "Армения-Марриотт" в интервью радиостанции "Свобода" другой член Комитета академик Рафаэл Казарян, превозмогая недомогание, призвал бывших комитетчиков к объединению во имя торжества справедливости и светлого будущего. Особое внимание академик уделил необходимости воскресить тандем Тер-Петросян — Манукян.
Детали этой встречи, как, впрочем, и встречи в офисе АРФ "Дашнакцутюн", вряд ли станут достоянием широкой публики, зато одно можно сказать вполне определенно: дома у С. Казаряна так же, как и в офисе АРФ "Дашнакцутюн", темы прошлого старались не касаться, говорили в основном о будущем. Оно и понятно: воспоминания, связанные с Тер-Петросяном, как правило, наводят на мрачные мысли, а потому дашнакцаканы "не вспомнили" при нем, как их томили в тюрьмах, а Вазген Михалыч "забыл", как Левон обзывал его фашистом, "забыл" танки на улицах и "победителя" президентских 1996г. выборов с бокалом шампанского и широкой улыбкой на телеэкране. Манучарян в свою очередь "забыл", как, уже будучи в оппозиции, обзывал Тер-Петросяна всяческими нехорошими словами. Одним словом, встреча прошла в неформальной, теплой и дружественной обстановке: трое (включая Тер-Петросяна) , изображающих беспамятство, молчаливый (как всегда) хозяин дома и одно сопровождающее лицо. Посидели. С 18 часов и аж до полуночи. Оно и понятно — Тер-Петросян с Манукяном не разговаривали о будущем почти 12 лет. . .
Разумеется, ни о каких политических последствиях данной встречи говорить не приходится. Их попросту не будет, хотя Манукян был бы для бывшего президента самой сладкой "добычей". Ему уже несказанно льстит то обстоятельство, что его возвращению в действующую политику содействуют брат Вазгена Саркисяна и сын Карена Демирчяна. Если бы и Манукян согласился плюнуть в собственное политическое прошлое и перебежать к Левону, то большего подарка эксу вряд ли кто-либо мог преподнести.
Совет НДС уже выдвинул кандидатуру Манукяна на президентские выборы, а посему вряд ли следует полагать, что Вазген Михайлович может передумать баллотироваться самостоятельно и перейдет на сторону того, кто в 1996г. украл у него победу. В НДС по-прежнему считают, что консолидация оппозиционных сил вокруг единого кандидата может произойти по типу консолидации 1996г. , то есть за 10-15 дней до выборов, а сам лидер НДС уже заявил, что Тер-Петросян не в состоянии сыграть роль консолидирующего оппозицию и общественность лидера, а посему вряд ли встреча на квартире С. Казаряна что-то изменит. Просто у околополитической публики будет новая пища для разговоров, в том числе на тему, кому еще нанесет визит экс-президент, кого пригласит к себе и с кем встретится на нейтральной территории.
Напомню, что Арташеса Гегамяна и Степана Демирчяна экс-президент принял у себя, к дашнакцаканам пошел сам, а с Манукяном встретился дома у общего друга. Кто будет следующим?
Не исключено, что следующим будет лидер "Баргавач Айастан" Гагик Царукян. Окружение экс-президента активно тиражирует слухи о том, что тот намерен встретиться не только с Царукяном, а сразу с несколькими представителями крупного бизнеса. Отвечая на вопрос, касающийся возможной встречи экс-президента с лидером "БА", секретарь одноименной парламентской фракции Арам Сафарян подобную возможность не исключил, однако поспешил заверить, что если от Тер-Петросяна последует приглашение на встречу, то руководство "БА" незамедлительно оповестит об этом своего партнера по коалиции, то есть РПА. Примечательно, что, отвечая на вопрос, был ли проинформирован президент Роберт Кочарян о встрече дашнакцаканов с Тер-Петросяном, руководитель фракции АРФ "Дашнакцутюн" Грайр Карапетян ответил отрицательно и добавил, что партия не усмотрела смысла в подобном оповещении.
Еще раз повторим, что встречи Тер-Петросяна с бывшими врагами только будоражат общественное мнение, но отнюдь не являются залогом политического успеха. До выборов еще достаточно времени, эффект новизны спадет, околополитическая публика поостынет и будет воспринимать Тер-Петросяна как рядового претендента — одного из многих, кем он на самом деле и является. В нашей стране отнюдь не редкость, когда бывшие должностные лица не с самой лучшей репутацией пытаются вновь вернуться в политику.