Возможно, уже завтра президент сообщит парламенту имя кандидата на пост председателя Контрольной палаты. Согласно Конституции, парламент назначает председателя КП по предложению президента. Для страны, провозгласившей борьбу с коррупцией одним из основных направлений своей политики, эта должность имеет ключевое значение.
Контрольная палата НС (по обновленной Конституции — независимый контрольный орган) ведет свою историю с 25 июня 1996г. С 1998г. КП стала членом международной организации Высших контрольных инстанций, с 1999г. является членом Европейской организации Высших контрольных инстанций. В 2000г. КП вошла в состав совета руководителей высших контрольных организаций СНГ.
С именем первого председателя КП связан целый ряд разоблачений нецелевого использования кредитных средств. Доктор экономических наук Ашот ТАВАДЯН возглавил контрольный орган парламента в те годы, когда любое мало-мальски внушительное ведомство считало необходимым обзавестись на всякий случай собственной контрольной службой. За короткое время Тавадян сколотил профессиональную команду, затем последовали отчеты КП, возымевшие широкий общественный резонанс. Руководство НС не чинило препятствий его работе — поговаривали даже, что своим назначением на этот пост Тавадян был обязан обострившимся отношениям тогдашнего спикера Бабкена Араркцяна и премьер-министра Гранта Багратяна.
Тавадян первым поднял вопрос о непомерно высокой доле консультативных услуг в структурах иностранных кредитов. Зачастую эти консультативные услуги носили сугубо формальный характер — на деле иностранные государства-доноры таким образом за наш счет обеспечивали своих граждан высокооплачиваемой работой, ибо консультантами, как правило, выступали граждане государств-кредитодателей. Таковыми были условия предоставления кредитов. Самой казусной в этой связи была деятельность некоей консультативной фирмы: согласно материалам КП, эта фирма консультировала армянских законотворцев по прецедентному британскому праву и судопроизводству, что само по себе было весьма поучительно, однако не имело никакого отношения к работе над созданием постсоветских правовых кодексов, коими в то время занималась государственно-правовая комиссия НС. Избыточные консультации подобного рода и составляли в ряде случаев то, что на языке материалов КП именовалось непродуктивным использованием иностранных кредитов.
Увы, в рамках одной публикации не представляется возможным даже бегло напомнить о самых громких разоблачениях КП, в свое время "Голос" публиковал все истории, связанные с нецелевым использованием кредитов: китайский кредит, многочисленные зерновые кредиты, муниципальные кредиты и кредиты на дорожное строительство, кредиты, предназначавшиеся зоне бедствия и направленные на сохранение Севана. . .
По ряду этих кредитов материалы КП были направлены в прокуратуру спикерами НС Бабкеном Араркцяном и Хосровом Арутюняном, однако прокуратура на эти материалы реагировала весьма вяло. Впрочем, были и исключения: в случае с китайским кредитом удалось вернуть в госказну солидную сумму.
Материалами Контрольной палаты при жизни активно интересовался руководитель контрольной службы при премьер-министре Гагик Погосян — человек неробкого десятка, чье убийство многие по сей день связывают с его служебной деятельностью. Погосян в свое время лично отнес материалы исследований КП в прокуратуру, однако делам, описанным в этих материалах, так и не был дан ход.
КП НС под председательством Тавадяна действительно находилась вне политики, однако после отставки Тер-Петросяна и тогдашнего руководства НС была создана Временная депкомиссия по кредитам под председательством Петроса МАКЕЯНА. Никаких разоблачений эта комиссия самостоятельно не предпринимала — она лишь использовала отчеты КП и спекулировала на данных этих отчетов в собственных политических целях. Шуму было много — проку никакого.
После создания правящей коалиции КП возглавил Гагик ВОСКАНЯН, который не имел соответствующего образования, никогда дотоле не занимался аудитом, но пользовался благосклонностью властей за то, что покинул НПА, когда С. Демирчян перешел в оппозицию. Власть наша перебежчиков любит, а потому никто не возражал, когда Артур Багдасарян лоббировал назначение на этот пост Восканяна, ну а тот в свою очередь вступил в "Оринац еркир" и возглавил КП уже будучи преданным членом партии спикера. В итоге при Восканяне КП превратилась в орудие возмездия, направленное против тех, кто пытался хоть как-то мешать планам лидера "ОЕ" либо его ближайшего окружения. КП обслуживала интересы спикера и его партии при молчаливом попустительстве правящей коалиции, провозгласившей в своем Меморандуме курс на борьбу с коррупцией. После выхода "ОЕ" из коалиции и ухода в оппозицию Восканян повторил привычный трюк и остался во власти, а потому должность председателя КП сохранил, однако теперь уже воспевал в своих отчетах правительство за целевое расходование бюджетных средств.
В случае с КП личность председателя имеет исключительное значение. Увы, в целом ряде газетных публикаций недвусмысленно строились прогнозы относительно того, что на пост председателя КП прочат вице-спикера Ишхана Закаряна. Дело, дескать, упирается в желание лидера "Баргавач Айастан" Гагика Царукяна провести по своему партийному списку в парламент владельца одной из столичных ярмарок, а потому его вполне устроит, чтобы Закарян возглавил КП, освободив тем самым кресло вице-спикера и таким образом поспособствовав прохождению в парламент владельца ярмарки. Муссируемые в кулуарах власти слухи о том, кого "БА" делегирует на пост вице-спикера, столь неоднозначны, что мы не будем пугать ими читающую публику. Если же версия о назначении Закаряна подтвердится, мы будем вынуждены предать эти слухи огласке. . .
Пока же остается надеяться, что весомый контрольный орган не будет принесен в жертву узкопартийным, групповым и клановым интересам. Мы надеемся все же, что президент предложит достойную кандидатуру на пост председателя КП и что палата действительно станет действенным орудием борьбы с коррупцией.