Логотип

СУТЬ

Если изъять "чернуху", останется или не останется
СУТЬ
В России именем закона запретили нападки на политических оппонентов в ходе предвыборной агитации. В Армении традиции политической "чернухи" восходят к концу восьмидесятых. Тогда неискушенная в политике толпа сгоряча принимала "чернуху" за долго скрываемую правду. . .
Потенциальные участники предстоящей президентской гонки делятся на тех, кто строит свою агиткампанию на вышеупомянутых традициях, самым выдающимся воплощением которых был и остался Аршак Садоян. На втором месте те, кто пытается вырваться в фавориты, назойливо спекулируя на добрых делах, совершенных во благо общества. На третьем месте находится наиболее редкая категория участников забега. Это те, кого отличает от остальных четкое видение цели, конкретных ступеней и механизмов ее достижения, ответственность за безопасность и будущее страны.
По первой позиции
, безусловно, лидируют Арам Карапетян ("Новые времена") и Левон Тер-Петросян. Первый уже продемонстрировал умение прокладывать дорогу в новые времена посредством позапрошлогодних проаодовских газет и почерпнутого из них "компромата" на власть имущих. Примечательно, что и экс-президент построил свои митинговые "разоблачения" тоже на газетных публикациях. Традиция площадной брани постепенно отмирает, общество становится более прагматичным и чаще руководствуется разумом, нежели эмоциями. Вряд ли почитатели аодовского лидера дождутся, что их кумир преодолеет тягу к революционщине и побалует их прорывными идеями и планами, созвучными вызовам нового тысячелетия.
Когда Сержа Саркисяна спросили, что он думает о выступлении Тер-Петросяна, лидер республиканцев ответил: "Сегодня меня гораздо больше интересуют цены на хлеб, масло, сахарный песок, нежели какое-то выступление на Азатутян, где годы тому назад еще более жесткая критика звучала в адрес Тер-Петросяна. Придет время, будет удачный повод, я дам политический ответ". Сегодня съезд РПА. Возможно, это и есть тот самый повод, и Саркисян ответит Тер-Петросяну, а возможно, и не ответит. Сегодня у него есть гораздо более важные дела. . .
По второй позиции лидируют Тигран Карапетович и Артур Багдасарян, который бесконечно похваляется, что в бытность спикером "провел" через парламент закон, запрещающий приватизацию школ и детских садов. Те, кому известно реальное положение вещей, знают, что без согласия правительства через парламент невозможно "провести" не то что закон, но даже запятую.
Согласитесь, только в нашей стране объявивший о намерении баллотироваться в президенты спикер может похваляться в эфире Общественного ТВ (как это было на днях) тем, что содействовал принятию общественно полезных законов. В нормальных странах это в порядке вещей. Сегодня лидер "ОЕ" беззастенчиво приписывает себе заслуги бывшей правящей коалиции, в том числе возмещение вкладов в Сбербанке. Он "запамятовал", как выступал против принятия соответствующего закона, в итоге правительство возмещает и будет возмещать эти вклады через госбюджет. О том, что лидер "ОЕ" склонен приписывать себе чужие заслуги, писалось неоднократно, а посему повторяться не будем.
Карапетович, в отличие от лидера "ОЕ", помогал неимущим из собственного, а не государственного кармана, а посему считает себя вправе рассчитывать на симпатии избирателей в размере. . . оказанного содействия.
К третьей категории можно отчасти причислить кандидата от АРФ "Дашнакцутюн", независимо от того, кто им станет, и кандидата от РПА. Кандидат дашнакцаканов в силу непреодолимой келейности партии и ее сторонников вряд ли сможет пробиться в фавориты. К тому же парламентские выборы показали, что по линии передовых выборных технологий партия не очень преуспела. Агиткампания дашнакцаканов была отнюдь не эффективной и во многом оставляла желать большего. Будучи у власти, они мало чего добились, а посему их кандидат будет строить свою агиткампанию на перспективных планах и оправдывать свое коалиционное прошлое тем, что у партии было мало властных рычагов для достижения радикальных перемен.
Объективность требует признать, что при всем богатстве выбора в Армении есть только одна политическая сила, лидер которой чужд авантюризма и революционщины, а потому строит свою предвыборную платформу не на "чернухе" и базарных склоках, а на взвешенной и последовательной реализации реалистичных программ. Что случается, когда к власти приходят революционные лидеры, мы наблюдали в начале девяностых на примере собственной страны, а сегодня наблюдаем на примере соседней Грузии.
Можно сколько угодно критиковать правительство республиканцев, можно не соглашаться с его политикой, но не видеть, что его деятельность направлена на созидание, а не разрушение — нельзя. В отличие от Тер-Петросяна, лидеры РПА никогда не открещивались от собственных ошибок и не уклонялись от их публичного признания, обсуждения и поиска путей преодоления негативных явлений. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ашота Навасардяна, Вазгена Саркисяна, Андраника Маргаряна и нынешнего лидера РПА Сержа Саркисяна отличало и отличает нежелание спекулировать на чужих неудачах, неприятие политической "чернухи" и ответственность за страну.
Хотим мы того или нет, но именно республиканцы доказали свою состоятельность в качестве правящей партии, способной обеспечить плавное развитие негосударственной машины без сбоев и потрясений.
Одно революционное безумие при всей своей видимой "бархатистости" слишком дорого обошлось нам, чтобы допустить еще один подобный эксперимент. У любой власти есть пороки. О них надо говорить (говорить, но не кричать) , с ними надо бороться ежедневно, ежечасно, а не идти на поводу у тех, кто делает "чернуху" орудием достижения политической цели. Повторить этот путь — значит, наступить на те же аодовские грабли. Практика показывает, что революционные кумиры толпы затем перерождаются в диктаторов. Так было с Тер-Петросяном, подобное превращение в эти дни мы наблюдаем на примере Михаила Саакашвили.
Возвращаясь к началу, добавим, что запрет на "чернуху" в России — это очень глубокий, осознанный и, если угодно, контрреволюционный упреждающий шаг. Всегда найдутся те, кто решится на волне выборов поиграть на самых низменных инстинктах толпы, питающей слабость к революционщине. АОД и Тер-Петросян пытаются разыграть в Армении некое подобие грузинского сценария. Кем проплачена эта попытка и какова ее конечная цель, можно только догадываться. Потакать этой попытке — значит, потакать ослаблению государства.