убежден лидер партии "Национальное возрождение" Альберт БАЗЕЯН
— Намеченный на 5 декабря съезд партии "Национальное возрождение" призван окончательно принять решение относительно слияния с ранее провозглашенным альянсом ПРАА и "Дашинк". Решение уже согласовано — сюрпризов не будет?
— Решение согласовано с подавляющим большинством партийцев, проведены собрания территориальных ячеек, есть отдельные люди, которые возражают против такого решения, они могут прийти на съезд и высказать свою точку зрения.
— Вы воевали в Арцахе, а потому именно вас хочу спросить: как могло случиться, что некоторые воевавшие в Арцахе азатамартики примкнули к Левону Тер-Петросяну, чьи намерения относительно будущего Арцаха общеизвестны? Аодовские газеты называют имена, пишут о целых отрядах, якобы готовых примкнуть к Тер-Петросяну, например, отряд "Сасун". . .
— Я знаком по прессе с заявлениями азатамартиков, многих из них знаю лично, знаю отряд "Сасун", отряды талинцев, но сам не счел бы себя вправе от имени отряда "Никол Думан", чьим основателем и командиром я был, делать заявление о поддержке того или иного кандидата на президентских выборах. Члены отрядов могут состоять в рядах различных политических сил, а посему те, кто от имени отрядов подписывается под заявлениями о поддержке того или иного кандидата, вряд ли в силах такую поддержку обеспечить. Отряды существовали во время войны как неформальные образования. После войны они распались, некоторые азатамартики подались в политику, некоторые — в общественные структуры, а посему сегодня говорить о единстве отрядов или общественных организаций азатамартиков в вопросе поддержки тех или иных кандидатов вряд ли целесообразно. В этих организациях не бывает единого мнения, зачастую политические разногласия становятся причиной их раскола.
Я всегда считал, что организации азатамартиков нельзя втягивать в политические процессы — надо оставить этих ребят в покое! Аналогичное мнение можно высказать по поводу земляческих союзов, ведь не может быть так, чтобы все апаранцы, гардманцы и т. д. симпатизировали одному кандидату в президенты. . . А возвращаясь к позиции азатамартиков, не могу не сказать, что среди них немало тех, кто недоволен нынешним положением дел, кто оказался в тяжком социальном положении и уже устал ждать помощи от государства. Многие азатамартики покинули родину и зарабатывают себе на жизнь в других странах. Это положение продолжается годами, а потому не следует удивляться, что эти люди больше озабочены своим социальным положением, а недовольство положением дел приводит их в лагерь политика, чью точку зрения на урегулирование карабахской проблемы мы все 10 лет назад отвергли. Невозможно обеспечить национальное единство, когда одним не хватает хлеба, а другие ворочают миллионами. Азатамартики — часть нашего общества, и среди них есть прослойка, которая, спекулируя на пролитой крови, все предыдущие годы неплохо решала свои экономические вопросы.
— Самвел Бабаян уже объявил, что не намерен поддержать кандидатуру Тер-Петросяна, сославшись на позицию последнего в вопросе урегулирования, а какова ваша личная позиция вне договоренностей потенциального политического альянса, иными словами, на чьей стороне ваши личные симпатии?
— ПРАА, "Дашинк" и "Национальное возрождение" выступят с единой политической позицией, ну а лично я, скорее всего, воздержался бы от поддержки кого бы то ни было на предстоящих президентских выборах. Нас часто упрекают в пассивности, но если активность оппозиционной партии должна проявляться исключительно в перманентных заявлениях, жалобах и обвинениях в адрес власти, то это, на мой взгляд, признак слабости. Существует сильная власть и проблема контроля за властью, борьбы с ее изъянами, которая под силу столь же сильной и влиятельной политической силе, которая сумеет завоевать доверие общественности, представив ей свои планы и идеи.
— Левон Тер-Петросян способен взять на себя роль основной оппозиционной силы?
— Я бы повременил с оценкой тех или иных кандидатов до того, как они представят свои предвыборные программы. Выступления Тер-Петросяна пока не были программными и не касались будущего. Речь шла о ситуации в стране, о разъяснениях и оценках прошлого. Когда мы выступаем с оценкой тех или иных высказываний экс-президента, в частности по вопросу урегулирования, то сразу же становимся мишенью для его сторонников и прессы, которая его поддерживает. С нами не полемизируют — на нас навешивают ярлыки. Еще месяц назад они говорили нам: "Идите, встаньте рядом с Тер-Петросяном или мы объявим вас предателями и продажными". От этого сильно попахивает шантажом. . .
— А это и есть шантаж и одновременно основное направление аодовского агитпропа, дескать, идите к Левону Тер-Петросяну или объявим, что вы продались властям. Самые пугливые уже побежали, встали рядом. . .
— До выборов еще более двух месяцев, официальная предвыборная кампания еще не началась, программы кандидатов не представлены. Мы будем основываться на программах кандидатов, на решении стоящих перед государством задач и, конечно, на важнейших из них — проблеме урегулирования и гарантиях, что тот или иной кандидат в состоянии решить все эти задачи. Одно дело — представлять программы, другое дело — воплощать их в жизнь. Такие гарантии очень важны, и надо помнить, следовал ли тот или иной кандидат своим прошлым обещаниям или нет, сохранял верность своим программам и планам или нет, а те, кто сегодня говорит о справедливости, соблюдал ее, когда был при должностях, или нет. . . Факторов много, а посему торопиться с выводами не следует, в январе состоится объединенный съезд, и с учетом мнения своих партийцев мы примем политическое решение.
— Вы ушли из партии "Республика" во многом потому, что некоторые члены ее руководства видели решение внутренних проблем с опорой и при посредничестве внешних сил, которые должны были свершить у нас цветную революцию и проч. Сегодня вы не усматриваете те же тенденции в поведении некоторых кандидатов на президентский пост?
— Я убежден, что внутренние задачи страны, в том числе задачу смены власти, надлежит решать ее гражданам, а все упования на посредничество внешних сил тщетны и бессмысленны. Для меня неприемлемо, когда в армянских газетах определенной политической направленности появляются заверения, дескать, сегодня вечером в одном из европейских посольств состоится ужин, который будет иметь решающее значение для исхода президентских выборов. Подобные заверения деморализуют общество и преследуют цель внушить народу, что от него в нашей стране ничего не зависит. Увы, совершенно очевидно и то, что заявления некоторых кандидатов предназначены не столько для внутреннего пользования, сколько для внешних сил. К такого рода заявлениям я отношу те, что касаются "скорейшего решения карабахской проблемы", налаживания "дружественных отношений с соседними странами" и т. п.
Эти заявления адресованы внешнему миру, ибо очевидно, что на данном этапе невозможно обеспечить приемлемое и выгодное для армянской стороны "скорейшее решение карабахской проблемы", так как нам известна позиция азербайджанской стороны. Такое решение означает пойти на поводу ее требований. Или какова будет цена "дружественных отношений", например, с Турцией? От чего нам придется отказаться, чем пожертвовать во имя этих отношений? Пусть раскроют механизмы.
— Вы не исключаете активного вмешательства внешних сил в предвыборные процессы?
— Я ничего не исключаю, но, на мой взгляд, эти силы пока ограничиваются отслеживанием процессов. Сегодня мне не хотелось бы слишком углубляться в эту тему. . .
— Сегодня некоторые аналитики предсказывают, что эти выборы, точнее, то, что последует за ними, может повторить поствыборный сценарий 1996г. Как вы расцениваете подобную перспективу?
— Этого сценария не будет, если власть сделает все, чтобы выборы прошли в рамках законности. Люди выходят на улицу, когда власть допускает беззаконие.