Логотип

НАЧАЛАСЬ ТЕЛЕАГИТАЦИЯ

До наступления эры телевидения первым политиком, который профессионально и с высоким к. п. д использовал кино-PR, был президент США Д. Эйзенхауэр. В использовании телевизионного PR американцы тоже были первыми — они первыми стали транслировать заседания сенатских комиссий и выступления конгрессменов — правильно смонтированная картинка могла сделать политика из кого угодно. Случалось и наоборот: в начале 60-х телевизионщики буквально дискредитировали кандидата на пост президента Р. Никсона: по телевизору внешность Никсона граничила с физическим уродством.
Телегеничный Д. Кеннеди благодаря телевизионщикам стал любимцем публики, которая за обаятельный телеобраз простила ему достаточно серьезные недостатки: связь семьи кандидата с одной из организованных преступных группировок и католическую веру. Впервые именно в США для претендентов на высшие выборные посты законом были установлены обязательные теледебаты. С этого дня можно было провести идеальную выборную кампанию, написать идеальную программу, но проигравший теледебаты проигрывал и выборы.
На советском телевидении политический PR появился одновременно с первым съездом народных депутатов. Поначалу это был почти стихийный процесс, но потом процесс этот был взят под жесткий контроль — политиков стали делать. Считается, что образы мудрого Г. Попова, непримиримой Г. Старовойтовой, умного и смелого А. Собчака — родом из телевизора, то есть эти политические образы пришли к нам с телеэкрана. Известный политтехнолог С. Шурухт в одной из своих теоретических работ о том периоде истории утверждал: "Пока нет доказательств того, что кто-то заказывал журналистам политический PR, но то, что в Межрегиональную депутатскую группу входил М. Полторанин, наводит на определенные размышления. Если тайное станет явным, то работу Полторанина как первого советского специалиста по политическому PR будут изучать студенты как минимум на трех факультетах: журналистики, политологии и психологии".
После Полторанина были другие, но далеко не всем удавалось сконструировать телевизионный образ кандидата, который имел бы абсолютно товарный вид и был рассчитан на конкретный электорат. В подавляющем большинстве случаев (и это типично не только для России, но и для Армении) в ход пускались износившиеся западные образцы политтехнологий, которые почти никогда не вписывались в современные специфические условия. Каждая агиткампания уникальна и требует конкретного подхода и конкретных разработок с учетом реалий и развития ситуации. . .
В 1993-м году некоторые из кандидатов в Госдуму России на практике убедились в необходимости иметь в своей команде профессионального политтехнолога. Особенно повезло тем, кому помогал В. Бойко, — первый российский специалист по психологии телевидения. Методики Бойко известны, но, увы, наши политики ими не пользуются, а потому выглядят на телеэкране, мягко говоря, не очень убедительно.
В борьбу за зрительские симпатии уже вступили 9 человек. Кому из них удастся создать на телеэкране позитивный политический образ, покажет время. Увы, до сих пор наши политики все больше напирали на количество эфирного времени, а не на качество его использования. Ю. Щербатых (популярный в России профи по части выборных технологий) в одном из своих трудов подробно описал, как, поднимая рейтинг политика, можно в итоге взрастить и его "антирейтинг", "перекормив" телеаудиторию политиком. В Армении на эти грабли наступали многие. К примеру, Тигран Карапетян поначалу сильно привлек к себе обывателей, но позже интерес к нему угас именно по причине того, что Карапетыч сильно "перекормил" собой публику. Не важно, сколько времени ты находишься в телеэфире, важно — ЧТО ты говоришь и КАК ты говоришь.
Современные политтехнологи огромное значение придают тексту и работе кандидата над Словом, ведь если сам кандидат равнодушен к словам, которые произносит, то ему вряд ли удастся увлечь телезрителей. По мнению профессионалов, лишь один из десятка политиков обладает свойством быть услышанным. . . Словом, побеждает не то дело, которое правое, а то, за которое грамотно боролись.
Предвыборная агиткампания де-факто стартовала уже давно (де-юре только вчера) , а потому уже вполне различимо, кто и как поработал над своим политическим образом. Тем не менее для оценок пока рановато, оценки будут выставлены 19 февраля избирателями, ну а нам остается пожелать счастливого просмотра нашим согражданам. Целый месяц девять кандидатов будут на экранах. Одни будут дурачить народ невежественными заверениями, другие — критиковать нынешнее положение вещей, третьи — обещать молочные реки в кисельных берегах. Нас ждет большое и красочное политическое телешоу. Не пропустите!