Логотип

НОВАЯ КОАЛИЦИЯ — НОВАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА?

Четыре из пяти парламентских партий отныне несут на себе политическую ответственность за развитие государства и реализацию второго поколения реформ. О том, что Армения стоит на пороге масштабных и для многих болезненных перемен, заявил не вступивший пока еще в должность главы государства премьер-министр Серж Саркисян. Для реализации этих перемен коалиции, по его словам, потребуется серьезное общественное содействие.
О том, что таковое содействие вполне реально, потому что составившие коалицию силы набрали большое количество голосов на парламентских выборах 12 мая 2007г. и президентских выборах 19 февраля, объявил будущий секретарь Совета безопасности РА, лидер "ОЕ" Артур Багдасарян. Он особо подчеркнул, что впервые в совместном меморандуме коалиционных сил значится готовность взять на себя политическую ответственность за деятельность властей. Напомню, что коалиция, сформированная по итогам выборов 2003г. и скрепленная меморандумом трех политических сил от 11 июля того же года, была уязвима как раз в вопросе единой и равной ответственности, а потому, в частности, АРФ "Дашнакцутюн" устами своих деятелей неоднократно объявляла, что несет ответственность за власть в той мере, в какой представлена в ее структурах, то есть только за те портфели, которыми обладает.
В свою очередь фракция "ОЕ", которая тоже была в составе коалиции, серьезно критиковала власть, таким образом, всю ответственность за коалицию 2003 года несла на своих плечах РПА, которой принадлежали ключевые портфели коалиционного правительства.
Специфика новой коалиции заключается в решимости РПА, "ОЕ", "БА" и АРФ "Дашнакцутюн" принимать решения на консенсусной основе, действовать, основываясь на принципах взаимного уважения, а также публично и открыто, нивелируя противоречия при помощи переговоров и взаимных уступок. Документы, имеющие концептуальное и стратегическое значение, будут обсуждаться совместно представителями всех коалиционных сил с целью выработки единых решений и подходов.
Ни коалиция 2003г. , ни та, что была сформирована в итоге парламентских выборов 2007г. , не основывались на идее широкомасштабных преобразований в политической и социально-экономической сферах. По словам лидера "ОЕ", реализация этих преобразований в краткосрочной перспективе обеспечит переход Армении в разряд стабильно развивающихся стран. Напомню, что коалиция 2003г. де-факто распалась по причине выхода из ее состава "ОЕ". Одновременно Багдасарян сложил с себя полномочия спикера. И "ОЕ", и "АРФ" "Дашнакцутюн" проводили свои предвыборные кампании 2007 и 2008 годов в качестве оппозиционно настроенных сил и участвовали в президентских выборах со своими кандидатами, каждый из которых объявлял себя альтернативой действующей власти и не жалел усилий для критики ее недостатков.
Но у предвыборной кампании свои правила, тогда как поствыборная ситуация диктует свои. А посему и "ОЕ", которая до и после парламентских выборов выступала как оппозиционная политическая сила, и АРФ "Дашнакцутюн", которая не пожелала примкнуть к коалиции 2007г. , а ограничилась статусом сотрудничающей стороны, после президентских выборов объединились в коалицию, которая будет управлять государством вплоть до истечения срока полномочий парламента IV созыва.
В новом меморандуме, равно как и в предыдущих, оговорены причины, по которым та или иная партия может выйти из состава коалиции. Произойти это может вследствие возникновения у одной из сторон принципиальных разногласий либо коалиция может распасться по взаимному согласию партий.
Новая коалиция — следствие политического компромисса. В каком-то смысле это и есть проявление той самой новой политической культуры, о которой громогласно и красноречиво рассуждал, баллотируясь в парламент, лидер "Жарангутюн" Раффи Ованнисян. В итоге его партия поддержала на президентских выборах главаря бывшего аодовского режима, декларирующего идею разрушения государственной машины, которую он объявил "разбойничьей", а другие парламентские силы объединились во имя созидательных целей. "Жарангутюн" отныне является единственной оппозиционной парламентской силой, которая обслуживает интересы лидера проаодовских сил и руководствуется директивами официального Вашингтона. Одним словом, такая оппозиция новой коалиции не помеха, зато коалиционные силы уже выступили с предложением о сотрудничестве со всеми внепарламентскими силами, ориентированными на позитивные цели.
Если предыдущие коалиции обвиняли в том, что их первоочередной задачей являлся дележ портфелей, то лидеры партий нового коалиционного формата изначально объявили, что приоритетным является не распределение портфелей, а совместные усилия по разрядке и стабилизации внутриполитической обстановки. В какой мере им удастся решить эту задачу, будем судить по результатам. А пока весь аодовский агитпроп и лично Тигран Карапетович обрушились с резкой критикой на новую коалицию и, в частности, на лидера "ОЕ" Артура Багдасаряна, которого обвиняют в предательстве интересов протестной публики, которая отдала ему голоса за то, что он решился порвать с коалицией 2003г. и выйти из ее состава. Но, получив голоса этой публики, лидер "ОЕ" вступил в новую коалицию и теперь на равных условиях с правящей РПА и другими силами несет ответственность за власть. "ГА" больше и резче других СМИ критиковал лидера "ОЕ" и других деятелей партии, но то, что в эти дни тиражировал глава "АЛМ-холдинга", явно по ту сторону политкорректности. . .
Новая коалиция уже определила политические приоритеты и первоочередные цели, а именно: стабилизация обстановки внутри страны и ответ на внешнеполитические вызовы. После инаугурации нового президента (9 апреля) станет известно, кто возглавит новое правительство, а чуть позже будет объявлен состав нового кабинета, после чего станет ясно, какой будет кадровая политика новой коалиции. И хотя представители партий — членов нового формата уже принялись заверять, дескать, министерские посты займут люди компетентные и пользующиеся доверием общества, в это трудно поверить. Общество наше еще ни разу не видело правительство, в котором не было бы одиозных лиц, а ключевые посты занимали бы люди сплошь компетентные и с приличной репутацией. Но все когда-то делается впервые, и, может статься, в лице нового, двенадцатого премьер-министра и нового коалиционного кабинета общество наконец получит правительство, которому сможет доверять. Поживем — увидим. . .