Пока аодовский агитпроп сокрушается по поводу отсутствия оппозиции в комиссии по изучению и реализации предложений известной резолюции ПАСЕ, представим истинную причину, по которой в комиссии, сформированной по поручению президента, не будет представителя оппозиции.
Руководителю парламентской фракции "Жарангутюн" Раффи Ованнисяну было предложено войти в состав комиссии, но он сослался на свое отсутствие из страны и предложил вместо себя секретаря фракции Степана Сафаряна. Надо признать, что лидер "Жарангутюн" так часто находится за пределами Армении, что удивляешься, как он вообще умудряется руководить партией и выполнять свои депутатские обязанности. Впрочем, в последнее время создается устойчивое впечатление, что эта партия и ее парламентская фракция в свои дела, образно говоря, не вмешиваются. . .
Ованнисяну было прекрасно известно, что в состав упомянутой комиссии должен войти именно он как член парламентской делегации в Совете Европы, а потому, предлагая вместо себя кандидатуру Сафаряна, он знал наверняка, что эта кандидатура будет отклонена по вполне обоснованной причине: Сафарян не член делегации. Если лидер "Жарангутюн" предпочитает работе над реализацией предложений ПАСЕ очередной вояж в США, то это характеризует только самого лидера, причем с весьма нелицеприятной стороны, однако это еще не вся правда, а вся заключается в том, что партия Ованнисяна и в стенах НС, и за пределами парламента исправно и добросовестно выполняет роль политического рупора левоновско-аодовских сил и выступает защитницей их интересов и исполнительницей директив Тер-Петросяна. Не исключено, что Левон, мягко говоря, порекомендовал Раффи не участвовать в работе комиссии, дабы таким образом лишить власть возможности "пустить пыль" в глаза СЕ.
Интеграция "Жарангутюн" в Движение аодовско-левоновских сил в последнее время столь очевидна, что озвученная Тер-Петросяном с трибуны второго конгресса идея о возможном слиянии этих сил в единую партию была немедленно "распространена" и на "Жарангутюн". На состоявшихся на прошлой неделе очередных брифингах в НС секретарю партии Вардану Хачатряну пришлось отвечать на вопрос радиостанции "Свобода" о том, каков будет ответ "Жарангутюн" на предложение Тер-Петросяна слиться в единую силу. Хачатрян сослался на то, что "Жарангутюн" находится "рядом с Движением". На самом деле "Жарангутюн" уже давно не "рядом", а внутри Движения, а потому идея слияния в единую партию адресована ей в той же мере, в какой адресована остальным левоновским партиям: гнчакам, АОД, "Республике", НПА, консерваторам Микаела Айрапетяна, "Свободе" Гранта Багратяна и прочим.
В последнее время "Жарангутюн", будучи единственной оппозиционной партией в парламенте, столь рьяно и самоотверженно отстаивает интересы Тер-Петросяна, что говорить о ней как о самостоятельной политической силе на данный момент по меньшей мере некорректно. За целый год фракция не представила ни одного самостоятельного законопроекта, если не считать инициативы г-на Раффи о признании НКР, и та отнюдь не оригинальна: с подобными законопроектами выступали в свое время Сурен Золян и Шаварш Кочарян. Ни одного законопроекта, направленного на удовлетворение запросов общества, зато ежедневная целенаправленная деятельность на ниве пропаганды аодовских идей с трибуны НС. "Жарангутюн", похоже, уже окончательно трансформировалась в парламентский придаток левоновского Движения, в составе которого партии и их лидеры напрочь лишены политической воли, права на самостоятельные политические решения и целиком подчинены воле Левона.
Феномен подобного подчинения на днях продемонстрировал в своем интервью телеканалу "Центр" и лидер НПА Степан Демирчян: он говорил словами Левона, апеллировал к его постулатам — словом, вел себя как безликое и покорное орудие Левона. Увы, но подобная участь ожидает все партии Движения, впрочем, некоторых из них — "Свобода", "Жоговрдаваракан Айреник", Консервативная партия и прочие (из разряда диванно-автобусных) — это состояние вполне устраивает: эти партии в свое время отделились от АОД и сегодня легко и непринужденно возвращаются под крылышко своего идейного папаши. Гнчаки Людмилы Саркисян — последователи Егии Наджаряна, который, немало не смущаясь, провел в 1995г. свою партию социалистов в парламент в составе либерального блока. Сегодня г-жа Людмила с той же легкостью готова интегрировать социалистов-гнчаков в новую либеральную партию под началом Левона. "Республика" Арама З. Саркисяна полностью аодизирована и уже мало чем отличается от АОД, Арам Завенович беспрекословно выполняет левоновские указания, и только НПА и "Жарангутюн" из числа тех партий, что поддержали Левона на президентских выборах, до последнего времени еще сохраняли относительную самостоятельность, однако на сегодняшний день это всего лишь кажущаяся видимость.
Быть с Левоном и не подчиняться ему беспрекословно — нельзя, а посему аодизация сил поддержки и Движения завершена и пора приступать к формированию единой партии, впрочем, если быть справедливыми, такая партия уже есть, ибо Левон и АОД уже в полной мере активно распоряжаются политическими ресурсами "Жарангутюн" и НПА, а лидеры этих партий прилежно выполняют левоновско-аодовские директивы. Шаг влево или шаг вправо — попытка к бегству, прыжок на месте — попытка улететь, любое проявление самостоятельности — предательство "интересов народа" и заигрывание с "преступной властью".
Больше всего Р. Ованнисян и С. Демирчян боятся, что аодовский агитпроп обвинит их в попытке наладить диалог с властью. Бедняги не хотят, чтобы над ними публично издевались так, как над А. Гегамяном, А. Багдасаряном и В. Манукяном. Они этого не выдержат, у них такие хрупкие натуры, уж лучше покорно следовать за Левоном, повторяя, дескать, добро есть то, что полезно делу АОД, что Левон и АОД — единственная оппозиция, другой не существует. По определению Левона. . . А то, что сказал Левон, — то для его соратников истина в последней инстанции. Шаг влево, шаг вправо, ну вы помните. . .