Раффи
На завтра назначен съезд партии "Жарангутюн", которому, помимо прочего, предстоит дать ответ на вопрос: войдет "Жарангутюн" в состав возглавляемого Тер-Петросяном Армянского национального конгресса или нет? Если вопрос решится отрицательно (что маловероятно), то это для многих станет сюрпризом, ибо до и после президентских выборов "Жарангутюн" исправно выполняла функции придатка Тер-Петросяна и возглавляемого им движения, безоговорочно повинуясь их директивам и представляя в станах парламента позицию проаодовских сил.
В кулуарах парламента даже поговаривали, что дешевая выходка Раффи Ованнисяна, покинувшего заседание ПАСЕ, была предварительно отрепетирована с Давидом Шахназаряном. Последний, по дошедшим до нас слухам, и сочинил сценарий столь эффектного ухода и убедил Раффи выкинуть фортель. Слухи эти сильно смахивают на правду, особенно с учетом того, что Раффи вылетел на летнюю сессию ПАСЕ де-юре в составе парламентской делегации, а де-факто под эскортом левоновского спецназа, который руководил действиями Раффи в Страсбурге. Когда спецназ понял, что Раффи надежд не оправдал и миссия невыполнима (армянскую делегацию не лишили права голоса), то в ход была пущена инсценировка, в которой лидер "Жарангутюн" изобразил "шута горохового", покинув сессию в знак протеста.
Так или иначе, а больше всего на свете Ованнисян боится, что Левон обзовет его подонком и лжеоппозиционером, а потому "Жарангутюн" в поте лица своего обслуживает интересы первого президента. Сказал Левон "не ходи в комиссию" – Раффи не пошел (речь о Временной депкомиссии по изучению событий 1-2 марта), скажет «иди в Конгресс" – Раффи пойдет. Не пойдет, Левон и его причислит к подонкам и лжеоппозиционерам, детишки на Северном проспекте будут кричать ему вдогонку "Амот!", а аодовский агитпроп опубликует нелицеприятные подробности избрания его партии в парламент… Таких нападок Раффи не переживет, да и к чему рисковать, он слишком труслив, чтобы противиться воле Левона и нарываться на издевки и глумления, Левон это уже понял, а потому вертит им как хочет.
За три дня до съезда "Жарангутюн" центр "всенародного" движения объявил, что входящие в его состав партии решили поддержать кандидатуру Зои Тадевосян, которая намерена баллотироваться на должность арабкирского тахапета. Тадевосян, напомню, представляла "Жарангутюн" в ЦИК и в поте лица работала на победу Тер-Петросяна. После такого "аванса" Ованнисяну будет нелегко отклонить предложение войти в состав возглавляемого Тер-Петросяном Армянского национального конгресса. Впрочем, участие "Жарангутюн" в конгрессе всего лишь де-юре закрепит то, что давно уже имеет место де-факто: Ованнисян и его партия – безропотное орудие Тер-Петросяна и его соратников, а посему вхождение "Жарангутюн" в возглавляемую Тер-Петросяном структуру только де-юре закрепит ее роль в качестве обслуживающей Левона силы. Но не будем забегать вперед. Завтрашний съезд все решит, к тому же на днях Ованнисян неожиданно продемонстрировал самостоятельность и позволил себе неслыханную доселе смелость: он заявил публично, что не разделяет оценку Тер-Петросяна, дескать, содокладчики по Армении в ПАСЕ взяли на себя роль адвокатов действующей власти…
Степан
Лидер НПА Степан Демирчян тоже однажды позволил себе не согласиться с мнением Тер-Петросяна, когда тот заявил с трибуны митинга на Азатутян, что у советской Армении не было развитой промышленности и экономики, стало быть, все упреки в адрес аодовской власти несостоятельны: разрушать и грабить было нечего.
После этого заявления журналисты буквально вынудили Демирчяна сказать, что в годы правления его отца в Армении существовала развитая экономика, которую разрушила некомпетентная аодовская власть. Это был единственный случай "посягательства" на мнение Левона, других подобных попыток Демирчян не предпринимал и, похоже, сложившаяся ситуация его вполне устраивает: ничего самому делать не надо (за него думают Левон сотоварищи) и при этом он в действующей политике. Роль покорного исполнителя воли Левона Степану Кареновичу вполне импонирует. Если же досрочные парламентские выборы станут реальностью, то лидер НПА рискует увидеть свою фамилию в едином предвыборном списке партий – членов Армянского национального конгресса после фамилий Армана Мусиняна, Давида Шахназаряна и Cурена Суренянца…
Арам
С предыдущими двумя деятелями лидера партии "Республика" объединяет подверженность постороннему влиянию. Всем известно, кто и почему диктовал Араму Завеновичу даты очередных цветных революций. Доверчивый Арам регулярно повторял эти даты на своих митингах и на страницах газет, в результате чего оказался, мягко говоря, в неловкой ситуации, после чего разругался с нерадивым советчиком и нашел себе другого "папу" в лице Левона Акоповича, которому безоговорочно доверяет и искренне верит в победу "всенародного" движения и смену власти.
Возможно, он верит и в то, что Тер-Петросян действительно сделает его своим преемником: на митинге в Гюмри Левон повторил, что, будучи избранным, провел бы в кресле президента 2-3 года, расчистил бы авгиевы конюшни, после чего передал власть более молодым политикам. В числе прочих Левон назвал и Арама, и Степана, и Раффи, а также Д.Шахназаряна, Александра Арзуманяна и Арарата Зурабяна.
Между названными тремя лидерами партий – будущих членов Армянского национального конгресса (в случае с "Жарангутюн" ситуация, повторюсь, прояснится завтра) — можно найти еще немало общих черт, но главное, что их роднит, – это готовность служить послушным орудием в руках Левона и надежда продлить таким образом свое пребывание в действующей политике.
И еще: все трое пребывают в заблуждении относительно своей роли в окружении Левона, в реальности ни один из них не осведомлен до конца о планах Левона и не пользуется его абсолютным доверием. Левон Акопович большой мастер по части использования людей в личных целях, преимущественно в качестве послушных бессловесных орудий. Без этих трех лидеров окружение Левона было бы не столь внушительным. Не будь их — рядом с ним остались бы карликовые силы наподобие гнчаков Людмилы Саркисян. К тому же все трое играют (и уже сыграли) роль отвлекающего фактора, дескать, Левон вернулся в политику в окружении новых лиц, а не бывшей аодовской элиты. На деле же "новые лица" ничего не решают, они — лишь декорация политики аодовского реванша. Степан Каренович, полагаю, в глубине души это прекрасно понимает…