Последний митинг сторонников левоновского конгресса на Северном проспекте (26 сентября) в Ереване, который ввиду малочисленности было решено выдать за предвыборную встречу Арарата Зурабяна с избирателями центральной общины, завершился, напомню, слезной (!) просьбой Тер-Петросяна к собравшимся обеспечить численность 17 октября.
Проаодовские газеты уже загодя побаловали читателей хорошо организованными утечками о том, что с трибуны предстоящего митинга Тер-Петросян предаст огласке некий документ, якобы свидетельствующий о готовности власть предержащих пойти на неоправданные уступки в процессе урегулирования. Похоже, Левон Акопович решил лично поинтриговать публику и воскресить в ней интерес к уличным акциям. Масла в огонь подлили известные заявления Сергея Лаврова и Мэтью Брайзы о том, что до окончательного разрешения конфликта осталось решить всего несколько вопросов. За неимением других средств левоновское окружение решило активизировать протестую публику, спекулируя на карабахской проблеме. На исходе минувшей недели Левон Зурабян заверил журналистов, что митинг будет иметь "поворотное значение", а Тер-Петросян выступит с оценкой ситуации и предложит программу действий в свете разработанной левоновским конгрессом новой стратегии.
После митинга на Северном проспекте Арам Манукян в телеинтервью горячо заверял, что в повестке дальнейшей деятельности конгресса не стратегические, а сугубо тактические вопросы, однако, судя по тому, что говорил Зурабян, изменилась стратегия. "Мы не будем называть конкретные сроки смены власти, мы будем стремиться изменить мышление, согласно которому, собравшись всем народом, можно сменить власть. Идут политические процессы и налицо разочарование властью. Те, кто 19 февраля голосовал за Сержа Саргсяна, уже разочарованы, а разочаровавшихся в оппозиции нет, есть разочаровавшиеся в наших методах", — заявил он. Таким образом, смена власти отодвигается на неопределенный срок, а главной темой левоновской оппозиции становится "пораженческая" позиция властей в переговорном процессе и спекуляция на теме урегулирования.
Несмотря на то, что шествие было объявлено несанкционированным, сторонники Тер-Петросяна заявили, что таковое завершит митинг 17 октября несмотря на запрет. "Мы должны восстановить свое право на проведение шествий", — подчеркнул Зурабян. С одной стороны, тер-петросяновское окружение постоянно обвиняет власть, дескать, та лжет, когда утверждает, что движение пошло на спад, с другой, — предпринимает отчаянные шаги по предотвращению этого спада и обеспечению хотя бы видимости того, что за Тер-Петросяном стоят массы.
На деле же произошло то, что мы и предсказывали: поствыборное напряжение пошло на спад, протестная публика в очередной раз убедилась, что вопрос власти в нашей стране уже никогда не будет решаться на улице, убедилась в безрезультатности левоновских митингов и на данном этапе занята демонстрацией полного своего безразличия к длительной политической борьбе. Тер-Петросяну с каждым митингом все труднее имитировать деятельность с опорой на массы. "Массы" разочарованы и уже впали в апатию. На самом деле речь вовсе не о массах, а о протестно настроенной публике, которая позавчера ходила на митинги Аркадия Вартаняна, потом кричала: "Степан — президент!", сегодня кричит "Левон!", но уже без былого энтузиазма. Еще раз повторюсь, предыдущий митинг на Северном проспекте завершился слезной просьбой Тер-Петросяна к собравшимся обеспечить 17 октября численность. 17-го он и его сторонники еще раз убедятся, что протестная публика не готова к длительной политической борьбе. Ее лозунг "?????????".
Еще вчера Левон поощрял и лозунг, и одноименное молодежное движение, которое самозародилось под крылышком АОД, сегодня этот лозунг уже не актуален, как неактуальна по большому счету смена власти. Сроков не будет, митинговщина зашла в тупик, Левон не смог предложить ту внятную альтернативу действующей власти, которая привлекла бы под его знамена активную и мыслящую часть общества.
Уличная массовка (завсегдатаи митингов) не признают длительную политическую борьбу — им нужно все здесь и сейчас. А "здесь и сейчас" Левон ничего предложить не может. Движение пошло на спад, в окружении Левона наметился явный разнобой, аодизация движения и так называемого Армянского национального конгресса оттолкнула от него мыслящую публику, и сегодня рядом с первым президентом остались те же, кто был раньше — аодизированная публика плюс Степан Демирчян, который не замечает (или не желает замечать), как теряет партию в основном по причине нежелания рядовых ее членов быть придатками АОД…
Кстати, о разнобое. По нашим сведениям, окружение Тер-Петросяна с недавнего времени разделилось на небольшие группы, каждая из которых обвиняет другую в том, что протестная публика перестала ходить на митинги. В лагере АОД уже принялись искать виновных. Между тем профанация неискушенных и доверчивых, которых с каждым митингом становится все меньше и меньше, продолжается. В преддверии митинга центральный офис левоновского конгресса выступил с очередным заявлением, в котором, в частности, говорится: "… российско-грузинская война и обострившиеся отношения между Россией и Западом, активизация Турции и давления, связанные с урегулированием, породили клубок геополитических и внутриполитических проблем, решение которых имеет судьбоносное значение для Армении и ее народа…". И решение этих проблем — прерогатива "всенародного" движения и лично Тер-Петросяна. Тер-Петросян лично представит с трибуны предстоящего митинга "новую стратегию борьбы нашего народа" в новых политических условиях, таким образом, "митинг 17 октября будет иметь поворотное значение в деле уточнения дальнейших действий поднявшегося на борьбу народа…" и прочее в духе большевистских газет "Правда", "Искра" и "Гудок".
….И они еще удивляются, что после таких пламенных воззваний народ не ходит на митинги. А зачем ходить, когда заранее известно, что и как будет: Левон опять проговорит почти час и после этого ничего не изменится, все останется, как было, а организаторы акции назовут дату нового "поворотного", "решающего", "многотысячного", "общереспубликанского" митинга … Имитация бурной деятельности продлится до первых холодов. Сезонный фактор в уличной борьбе, как правило, играет решающую роль, когда в повестке нет ничего, за что стоило бы померзнуть…