14 октября, отвечая на упрек одной из аодовских газет по поводу того, что политическая осень вовсе не такая "горячая", как обещала оппозиция, столичный мэр аодовского розлива Ваагн Хачатрян заявил: "На самом деле конец разбойничьего государства наступит. Сегодня важно, каким способом положить ему конец. Митинг 17 октября направлен на это: представить всем нам, что делать дальше".
"Дальше", как известно, выяснилось, что о намерении Тер- Петросяна объявить тайм-аут знали всего несколько лиц из самого близкого окружения. Остальных, включая лидеров карликовых партий -членов левоновского конгресса, даже не удосужились загодя поставить в известность. В курсе были лишь Степан Демирчян и Арам Саркисян.
Репортерский снимок, помещенный на обложке той же аодовской газеты от 18 октября, можно "прочесть" так, как врач "читает" кардиограмму. Кадр запечатлел последовавшее за митингом шествие, точнее — первый ряд: три трагические "похоронные" фигуры — Тер-Петросяна, Арарата Зурабяна, Давида Шахназаряна — и буквально рядом, по другую руку от Тер-Петросяна, широко и весело смеющиеся Степан Демирчян и Арам Завенович. В 2004-м аодовцы упрекали Демирчяна в том, что он не соизволил нагнуться, чтобы взять власть, которая тогда, по их определению, "валялась на улице". Сегодня Демирчян может позволить себе широко улыбаться… В отличие от тех, кто рассуждал в преддверии митинга о новой стратегии, о поворотном этапе, о решительной фазе, а также, в отличие от Соса Гимишяна, Людмилы Саркисян и прочих, узнал о том, что Левон сворачивает уличные акции, одновременно с участниками митинга 17 октября. Их даже не потрудились предупредить, что в нынешнем политическом сезоне октябрьский митинг последний…
О том, чтобы Левон "опустился" до совместного обсуждения стратегии с лидерами партий — членов конгресса, и речи быть не могло. Из 18 партий конгресса лишь 3 были в курсе, что Левон сворачивает уличные акции. Оно и понятно: аодовское окружение Левона и он сам не привыкли считаться с теми, кто уже не нужен: поддержали на выборах, примкнули к конгрессу, стало быть, никуда не денутся. А кому они нужны…
О дальнейших намерениях Левона знает только его аодовское окружение: Арарат Зурабян, Давид Шахназарян, Левон Зурабян, Манушак Петросян. Остальным Левон обещал, что тайм-аут продлится 1-2 месяца. Через 2 месяца наступят новогодние дни. Кто-нибудь верит, что Левон возобновит уличные акции накануне праздников? То есть предводитель АОД и проаодовских сил снова солгал?..
Можно привести целый ворох причин, по которым Тер-Петросян столь поспешно свернул уличные акции: их смешная численность, сделка с властями, прекращение денежных субсидий извне — за океаном выбирают президента, а в это время не принято особо заботиться о поддержке демократии на постсоветском пространстве. Или и там наконец поняли, что тратят деньги впустую, и прочее в том же духе, но никак не желание ослабить внешнее давление на государство. Согласитесь, господа, 2, 3, 4 и даже 5 и 10 тысяч митингующих — не повод для давлений. Просто надвигались холода, и, дабы сезонный фактор окончательно не деморализовал остатки преданной ему протестной публики, Левон решился на упреждающий ход — ушел, делая хорошую мину при плохой игре. Через 2 месяца митинги не возобновятся. В левоновском конгрессе наметились серьезные противоречия, о готовящемся съезде конгресса тоже перестали говорить, а ведь еще недавно обещали, что он вот-вот состоится и станет "важнейшим событием политической жизни страны". О несостоятельности ссылок Тер-Петросяна на форсирование переговорного процесса и близость его к развязке сегодня говорят даже члены "Жарангутюн", которые доселе не позволяли себе "роскоши" критиковать первого президента. Словом, движение зашло в тупик и занимает оппозиционную нишу по … инерции.
Налицо та самая "агония темы", о которой мы не раз предупреждали: левоновская авантюра провалилась, но Левон еще долго будет лидером протестной публики. За отсутствием альтернативы. Оппозиционная политическая ниша плотно забита отработанным поза-позавчерашним политическим материалом, а расчистить авгиевы конюшни АОД и карликов-прилипал некому…
Разумеется, Левону хотелось бы уйти и уже не возвращаться в действующую политику, дескать, все, что мог, я уже натворил и вдобавок ко всему создал конгресс, теперь пусть стараются молодые и ретивые (Д.Шахназарян, А.Зурабян и т.д.), но субсидий под них никто не даст. А под Левона еще могут дать. Остается надеяться на сезонный фактор, дескать, зимой цены вырастут, недовольство возрастет — чем не повод для весеннего наступления… Через 2 месяца он объявит, что уличные акции переносятся на март.
Несмотря на происходящие в мире и регионе действительно сложнейшие и многоступенчатые процессы, к Левону и горстке его соратников все это прямого отношения не имеет. Не надо делать вид, дескать, причастен к большой политической игре, можешь повлиять на ее ход и озабочен ее исходом, — все равно никто не поверит…
Помимо традиционной ставки на сезонный фактор, определенные надежды возлагаются и на противоречия внутри правящей коалиции, а также на некие скрытые процессы в партии президента — словом, на все то, на чем можно соорудить платформу под весеннее наступление, имитировать активность и еще долго делать вид, что все еще находишься в действующей политике и способен сыграть роль дестабилизирующего фактора. "Агония темы" продолжается — оппозиционная ниша забита поза-позавчерашним отработанным материалом. Эта публика не может предложить никакой внятной альтернативы действующей власти: ни идеологической альтернативы, ни альтернативы курса, ни даже свежих прорывных идей. Она давно уже пережила свой политический век, но все еще копошится в оппозиционной нише, корча из себя силу, способную хоть что-то сдвинуть с мертвой точки. Не о такой ли оппозиции мечтает любая власть!..