Как сообщалось в предыдущем номере "ГА", решение Тер-Петросяна о прекращении уличных акций не было согласовано с партиями-членами его конгресса. Исключение было сделано лишь для лидеров НПА и "Республики" в том смысле, что С.Демирчяна и А.Саркисяна предварительно уведомили о том, что с трибуны митинга 17 октября Левон объявит о прекращении уличных акций, то есть и с этими лидерами вопрос не был предварительно обсужден и согласован, просто, в отличие от лидеров остальных партий-членов левоновского конгресса, этих хоть загодя проинформировали. Остальные испытали легкий шок от того, что их "забыли" поставить в известность, иначе говоря, до них просто не снизошли. Конфуз, не иначе…
Дабы как-то сгладить ситуацию, окружение Тер-Петросяна на днях объявило устами пресс-секретаря центрального офиса конгресса Армана Мусиняна, что в ближайшие недели планируется начать "интенсивные консультации" с политактивами партий-членов конгресса. Консультации будут проводить представители центрального офиса конгресса. Тер-Петросян лично до консультаций не снизойдет, ему не положено знаться с какой-то там партийной мелюзгой. С этой мелюзгой поговорят представители центрального офиса, то есть аодовского окружения Левона. Оно и понятно, ведь часть карликовых партий-членов конгресса некогда отпочковалась от АОД. Так что аодовское окружение первого президента легко найдет с ними общий язык. Те же люди будут вести переговоры и с беспартийными членами конгресса.
В отличие от Еревана, где почти во всех общинах действуют территориальные подразделения конгресса, в марзах процесс создания региональных ячеек идет довольно вяло. Это обстоятельство далеко не единственное из числа тех, что тормозят процесс подготовки к учредительному съезду левоновского конгресса. Ну а среди "прочих" обстоятельств следует упомянуть явные противоречия, наметившиеся в окружении первого президента. О том, что таковые противоречия имеются, не так давно признал в прямом телеэфире и Левон Зурабян — лицо из "первого левоновского круга". В детали этих противоречий пока вдаваться не будем, а ограничимся констатацией, что сворачивание уличных акций вследствие единоличного решения Тер-Петросяна вызвало изрядное брожение в рядах сторонников конгресса, где постепенно преобладающим становится мнение, что Левон пошел на сделку с властями потому и объявил тайм-аут и прекратил уличные акции.
Определенное недовольство прекращение уличных акций вызвало и у арестованных по делу 1 марта и членов их семей (они-то явно не посвящены в детали сепаратных переговоров Левона с кем бы то ни было), ведь еще недавно окружение Левона заверяло, что акции протеста будут продолжаться до тех пор, пока в заключении останется хоть один сторонник первого президента. Дабы успокоить эту публику, конгресс на днях запустил в обращение некое воззвание, суть которого сводится к тому, что подписавшиеся под ним добровольно объявляют себя виновными по тем статьям, по которым обвинения по делу 1 марта предъявлены Мяснику Малхасяну, Сасуну Микаеляну, Акопу Акопяну, Александру Арзуманяну, Шанту Арутюняну, Григору Воскерчяну, Сурену Сируняну, Николу Пашиняну, Хачатуру Сукиасяну, Гамлету Ованнисяну, Вирабу Манукяну.
В воззвании, в частности, говорится: "Объявляю, что своими действиями я выступал как "организатор" стихийного митинга 1 марта и протестовал против беззаконий и провокаций власти. Сообщаю, что все то, что совершили вышеперечисленные граждане, в равной степени совершено и мною, и если "правоохранители" обнаружили состав преступления в действиях упомянутых 11 граждан, то в этом случае требую применить закон и обвинить в тех же действиях и меня".
Заявление уже подписали руководители и члены некоторых предвыборных штабов Тер-Петросяна, его доверенные лица, двое членов партии "Республика", член движения "Альтернатива" и др., но не Тер-Петросян лично. Его подписи под воззванием нет.
Документ открыт для подписания, однако вряд ли под ним подпишется главный организатор и архитектор мартовской провокации, хотя, казалось бы, его подпись должна бы стоять в числе первых, но главарь проаодовских сил, по-видимому, решил повременить или же, храня верность привычке, опять спрятался за чужими спинами, впрочем, полагаю, спин будет не так много… Работа в марзах и новая затея с подписями под вышеупомянутым воззванием выявили реальное количество его сторонников, которых с каждым днем становится все меньше и меньше, — весеннее наступление может стать иллюзией задолго до наступления весны.
Впрочем, из лагеря аодовских сил то и дело просачивается информация, что Левон, возможно, пересмотрит свое решение относительно уличных акций, так сказать, "под давлением текущих обстоятельств", вызванных активизацией переговорного процесса. Так или иначе, а окружение Тер-Петросяна готово на все, чтобы привлечь под знамена своего лидера больше людей, ибо чем больше людей, тем больше внешних субсидий, однако даже те, кто не очень любит власть, сегодня не торопятся примкнуть к Левону.
Политическое банкротство — явление отнюдь не редкое, однако мало кто из банкротов имеет смелость добровольно таковое признать. Левоновский конгресс и его учредительный съезд ничего нового в политическую жизнь страны не внесли и не внесут: обратите внимание, о чем бы ни говорили соратники первого президента, все сводится к одному — Левон был прав, и его преждевременная отставка не дала позитивных результатов, дескать, 10 лет коту под хвост, дела мазута не было, аодовская власть страну не грабила и прочее в том же духе. Аодовская политическая машина работает только на реабилитацию себя и своего лидера, дальше этого левоновская публика не продвинулась ни на шаг: не сформирована ни реальная альтернатива проводимому властями курсу, ни альтернативная идейная платформа, ни собственное видение перспектив. Сколько можно повторять на все лады, какой ты хороший и как плохи те, кто вынудил тебя к отставке! Похоже, Тер-Петросян только затем и вернулся в действующую политику, чтобы реабилитироваться, он в поте лица своего трудится над достижением этой цели. Такова сверхзадача. Прочее — побочная проблематика. Говорить в этой связи о какой-либо перспективе, идеологии завтрашнего дня, альтернативе и прорывных идеях по меньшей мере недальновидно. А когда перечисленный "набор" отсутствует, то уместно ли вообще называть левоновскую публику оппозицией! Мало ли кто копошится на досуге в оппозиционной нише.