Логотип

ОБДЕЛЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ

Депутаты готовы были порвать на куски министра труда и по социальным вопросам за то, что тот представил с трибуны состоявшегося на этой неделе двухдневного внеочередного заседания НС законодательный пакет, ущемляющий их интересы. Речь шла о внесении изменений в закон, оговаривающий размеры должностных окладов в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, а также о законе "О прокуратуре". Эти изменения имели целью повысить зарплату судьям с 220 тыс. до 440 тыс. драмов и зафиксировать таковую в бюджетном законе на 2009г.

В тот день по всем телеканалам население наблюдало счастливые лица людей, приветствующих возвращение на родину звездной шахматной сборной, и искаженные гневом и ненавистью лица депутатов, которых обошли, кинули, оскорбили в лучших чувствах — одним словом, им недодали…

Парламент — политический орган, и если он ежегодно в рамках бюджетной пересменки будет назначать судьям зарплату, то тем самым будет нарушен конституционный принцип разделения ветвей власти. Так выглядел основной аргумент представителей депкорпуса. О принципах заговорил даже экс-министр экологии, ныне глава никому не нужной комиссии по экономике Вардан Айвазян. Забегая вперед, сообщу, что правительство позже заверило, что это всего лишь на один год. Ну если на год, то черт с ними, с конституционными принципами!.. Еще больше депкорпус разозлили ссылки министра на то, что повышение зарплаты будет способствовать снижению коррумпированности судей.

"Они (судьи) что, самые коррумпированные, почему только им повысили зарплату?!" — возмущался экс-министр экологии, а его однопартиец Гамлет Арутюнян заявил, что борьбу со взяточничеством должностных лиц посредством повышения окладов придумали в … иностранных лабораториях США и Европы, которые подают всему миру пример коррумпированности, исчисляемой миллионами, и при этом они же учат нас бороться с коррупцией посредством повышения окладов должностных лиц. Руководитель фракции "Оринац еркир" Эгинэ Бишарян в свою очередь предложила бороться с коррупцией без повышения зарплаты, а старым испытанным способом — "поймать взяточника-судью за руку", а секретарь фракции "Жарангутюн" Степан Сафарян как ни пытался, так и не вспомнил ни одного судью, которого поймали бы на взятке. Кстати, "Жарангутюн" однозначно увязала инициативу правительства удвоить судьям зарплату с процессами по фактам событий 1 марта. Сообщим к слову, что правительство так торопилось, что поначалу забыло  упомянуть в качестве судей членов Конституционного суда и внесло соответствующие коррективы только после предложения главы комиссии по территориальному управлению и местному самоуправлению Овика Маргаряна.

Незадолго до окончания бюджетной пересменки отдельные представители депкорпуса пытались инициировать повышение должностных окладов (в том числе и главным образом себе, любимым), однако правительство решительно объявило, что денег нет, и вдобавок сослалось на то, что депутаты за счет госбюджета уже обзавелись платными помощниками, читай, выбили каждый за счет налогоплательщиков по одному рабочему месту для своих родственников и друзей. После такого ответа депутаты окончательно утратили остатки совести и принялись причитать, что среди них немало тех, кто живет на зарплату (бедные, бедные), что 15 тыс. драмов на депутатские расходы — это жалкие крохи (тот, кто знает, какие у депутатов расходы, подтвердит), что депутатская зарплата не повышалась аж с 2003 года (говорю же, бедные), что в других странах у депутатов не один, а несколько платных помощников (так ведь в других странах депутаты работают)… И говорили, говорили, говорили. Несколько часов кряду.

Напомню, что правительство представило пакет об удвоении зарплаты судей буквально под занавес, когда депкорпус уже был готов проголосовать за бюджет-2009. В итоге народные избранники сорвали голосование (перенесли на следующий день), дабы вдоволь порассуждать о том, что они не против, чтобы судьи жили лучше, но… сами понимаете, принципы и все такое, опять же депутаты тоже люди, не у всех же есть бизнес, остальные живут на зарплату, а жизнь стала тяжелая, финансовый кризис и прочее, и так несколько часов кряду, да так страстно, "принципиально" и исступленно, что возникало чувство неловкости, которое испытываешь всякий раз, когда у тебя на глазах выторговывают, выклянчивают, вымогают, выколачивают себе, любимым, на большой кусок хлеба с маслом.  Если бы наши депутаты так рьяно атаковали правительство, когда речь шла о пенсиях и социальных пособиях неимущим и семьям погибших азатамартиков! Не дождетесь…

И что более всего шокировало в этом публичном торге обделенных за жирный кусок, так это ссылки на тяжкий депутатский труд. Они работают! Раз в три недели по 4 дня нажимают на кнопки и получают больше, чем детские хирурги, оперирующие по 3-4 дня каждую неделю… Впрочем, не будем лишать депутатов последней иллюзии — некоторые из них действительно искренне верят, что сплетни, интриги, подхалимаж и игра на кнопках есть тяжкий труд…

А дело кончилось тем, что, повозмущавшись и посоветовав правительству забрать пакет (правительство, разумеется, на этот совет начихало), депутаты на следующий день все же проголосовали "за". Явление для армянского парламента типичное: сначала бурно возмущаются, решительно выступают против, а потом послушно голосуют "за", ведь это ИХ коалиция, ИХ правительство и ИХ парламент. Бедные, бедные депутаты, как же они перезимуют без удвоенной зарплаты!..

Без ответа остался лишь один вопрос: станут ли судьи при зарплате в 440 тыс. драмов брать на лапу в два раза меньше, чем при зарплате в 220 тыс.? И в заключение для справки: социальная комиссия парламента дала положительное заключение по вопросу о повышении в 2 раза окладов судей. Комментарии ввиду очевидности опускаю: социальное благополучие судей — святое дело…