Логотип

БЕЗ ДРУЗЕЙ И ПОЛИТИКИ

Основной интригой состоявшегося в субботу в гостинице "Армения-Марриотт" очередного 18 съезда ПРАА стало отсутствие Самвела Бабаяна и Альберта Базеяна. В конце 2007 года ПРАА, бабаяновский "Дашинк" и базеяновское "Национальное возрождение" объявили о намерении объединиться, однако ожидаемый "объединительный" съезд так и не состоялся. Тем не менее в субботу атенапет рамкаваров Арутюн Аракелян (съезд переизбрал его на эту должность) объявил, что ПРАА является правопреемницей "Дашинка", "Национального возрождения", а также позже подвязавшейся к альянсу Либерально-прогрессивной партии, что все структуры "Дашинка" и "Нацинального возрождения" интегрированы в ПРАА и что сей факт зафиксирован Минюстом.

Создается впечатление, что Бабаян и Базеян "сдали" Аракеляну свои партии со всеми их структурами, а после умыли руки и, в отличие от членов своих партий, сами стать рамкаварами не пожелали и на съезд ПРАА не пришли. Беспрецедентный в мировой политике образец слияния партий: три партии слились в одну, при этом лидеры двух из них стали беспартийными! Напомню, что на момент слияния с ПРАА "Дашинк" насчитывал 20 тыс. членов, "Национальное возрождение" — 2300 членов, а сама ПРАА насчитывала в своих рядах 9227 членов. Все прогнозы относительно того, что партийный альянс под крышей ПРАА возглавит Бабаян атенапет рамкаваров назвал измышлениями прессы, после чего заверил, что Бабаян и Базеян  его друзья, а на съезд не пришли по причине чрезмерной занятости и потому, что не являются членами ПРАА. Воля ваша, господа, но что-то в этой дружбе настораживает… Похоже, Аракелян все-таки "кинул" Бабаяна, которого многие не желали видеть во главе ПРАА. Усиление Бабаяна явно не входило в планы правящей элиты, и Аракелян, со свойственной ему прозорливостью держателя сочинской шашлычной, этим обстоятельством воспользовался, оставив Бабаяна вне игры… Вполне возможно, что это их дружбе не помешало — в политике и не такое случается.

Если атенапет рамкаваров в самом деле дружит с Бабаяном и Базеяном или по крайней мере заверяет, что не ссорился с ними, то с премьер-министром Тиграном Саркисяном главный рамкавар Армении явно не в ладах. Аракелян обвинил лично премьера в том, что ПРАА не предоставили для проведения съезда бывший зал заседаний правительства на улице Мелик-Адамяна, обозвал его в отместку "убогим", пожаловался, дескать, премьер-министр вмешивается в дела рамкаваров в Армении и в Спюрке, после чего пообещал, что более подробно выскажется на этой неделе. Старый трюк: как правило, чем незначительнее партия, тем выше рангом то должностное лицо, с которым эта партия предпочитает бодаться по принципу "Ах, Моська, знать она сильна, что лает на слона!"

Если верить Аракеляну на слово, то состоявшийся съезд будет иметь поворотное значение в деле взаимоотношений ПРАА с рамкаварами Спюрка. Заручившись поддержкой местных рамкаваров, он представит свои соображения о сотрудничестве на предстоящем нынешним летом съезде рамкаваров Спюрка. Аракелян намерен перенести это сотрудничество на принципиально новые позиции. Как на это посмотрят рамкавары Спюрка, узнаем летом…

Примечательно, что субботний съезд начался не с отчетной или политической речи атенапета, а с награждения золотыми памятными медалями выдающихся деятелей науки, культуры, медицины и спорта, которые не являются рамкаварами, однако пришли на съезд и, судя по всему, наградам были рады. Напомню, что в последние годы ПРАА не играет сколь-либо значительной роли на политическом поле страны и вряд ли способна воскресить интерес к себе. Нападки на премьер-министра в данном случае — не выход из положения и мало кого заинтригуют. Аракелян скорее делец, чем политик, во всяком случае с трибуны съезда не прозвучало ни одного политического выступления, которое дало бы оценку ситуации в стране и описало планы партии на обозримый период. Что же касается так называемого "слияния" партий, то для "Дашинка" и "Национального возрождения" таковое по сути стало скрытой формой самороспуска, а посему реальная численность ПРАА вряд ли переваливает за отметку в несколько тысяч, а ее политический статус ограничивается скромным реноме традиционной партии, которая никак не влияет на политические процессы в стране, но что поделаешь — традиции надо чтить.

Напомню, что бабаяновский "Дашинк" был создан в преддверии парламентских 2007 года выборов, однако так и не оправдал надежд и остался внепарламентской силой, лишенной каких-либо внятных перспектив. Отпочковавшееся от партии "Республика" "Национальное возрождение" Альберта Базеяна тоже в последние годы не играло реальной роли и практически не вмешивалось в политические процессы, ну а отколовшаяся от партии Ованеса Ованнисяна Либерально-прогрессивная в вовсе не заслуживает упоминания в силу своей малочисленности. 

Одним словом, на внутреннем пространстве страны по-прежнему есть партии, которые заняты только корпоративными интригами и мелкими дрязгами. Некоторым это даже прощается — как-никак традиционные партии, а традиции надо чтить, даже если политическая составляющая в них давно уже сошла на нет. Судите сами: Самвел Бабаян — экс-министр обороны НКР, Альберт Базеян — экс-вице-спикер парламента, оба прошли серьезную политическую школу. В отличие от Аракеляна, который при прежнем атенапете Рубене Мирзаханяне был чем-то средним между завхозом и держателем партийной кассы. В предвыборном списке бабаяновского "Дашинка" Аракеляну было отведено непочетное одиннадцатое место. Для справки: предыдущее 10-е место занимал Андраник Теванян, который воспринял это как укол по самолюбию и предвыборный список покинул, вследствие чего Аракелян переместился на 10-е место, которое было явно непроходным. По-видимому, крепкая мужская "дружба" связывала Аракеляна и Бабаяна еще до парламентских 2007 года выборов…