Логотип

СЛОЖИЛАСЬ НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

"Первоочередная задача в экономике это — импортозамещение + рост экспорта + рост занятости", — считает доктор экономических наук Ашот ТАВАДЯН

— Зная вашу многолетнюю привычку внимательно отслеживать макроэкономическую ситуацию, хотелось бы знать ваше мнение о сложившейся ситуации в экономике, в частности, о финансовом кризисе в стране.

— В Армении нет внутреннего финансово-банковского кризиса, а вот воздействие мирового финансового кризиса мы, конечно, ощущаем. Поэтому в первую очередь следует констатировать, что речь идет не о финансовом кризисе в республике, а об изменении экономической ситуации и мотивации поведения экономических субъектов. То есть экономике заданы новые каноны построения экономических отношений.

— Вы утверждаете, что у нас нет внутреннего финансово-банковского кризиса, значит, наши граждане могут быть спокойны за свои вклады?

— Одна из причин, что у нас нет внутреннего финансово-банковского кризиса, заключается в том, что в финансовой сфере развит только банковский сектор. Как говорится, нет худа без добра. В самой же банковской сфере возникновение кризисной ситуации не считаю вероятной, поскольку вопросы капитализации, уровня ликвидности и контроля в этой сфере практически решены. Да и международные организации в этой ситуации готовы оказывать помощь ЦБ. Конечно, тут есть задачи с кредитованием реального сектора, неподъемно высокой процентной ставкой, но эти вопросы уже связаны общим комплексом экономических проблем, стоящих перед страной.

Чтобы в нынешней ситуации подчеркнуть стабильность банковской системы не только для наших граждан, но и потенциальных инвесторов, я бы посоветовал законодательно застрахованные суммы в банках увеличить, особенно в драмовых вкладах с 2 млн по крайней мере до 5 млн, а для валютных вкладов с сумм, эквивалентных 1 млн драмов — до 2 млн.

— Какие же негативные последствия мирового финансового кризиса уже имеются в республике?

— Макроэкономические показатели в 2008 году были весьма неплохие. Зафиксирован рост ВВП на 6,8%. Бюджет практически выполнен. Правда, инфляция составила 9%, но это вполне приемлемо для стран с экономикой нашего уровня. Тем не менее национальная статистическая служба зафиксировала, что в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года ВВП составил 99,3%, то есть имеем небольшой экономический спад (0,7%). В промышленности же спад составил 6,5%, что и следовало ожидать в связи с падением цен на продукцию горнодобывающей промышленности. По данным Статслужбы, экспорт за январь составил $34,2 млн, или 56,1%, от января прошлого года. Это также результат падения цен на цветные металлы. Импорт же составил $202,1 млн – 79,8%. Для меня тревожно, что число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 4,9%. Эти факты, конечно, — последствия воздействия мирового финансового кризиса.

По данным Статслужбы, имеем небольшой рост в сельском хозяйстве, в сфере услуг, а в строительстве даже зафиксирован рост -13,4%. Это еще раз показывает, что воздействие кризиса неоднозначно.

— В январе ВВП составил 99,3% по сравнению с январем предыдущего года, да и ряд специалистов Всемирного банка утверждает, что в Армении в этом году будет спад. А ведь прогноз роста ВВП на 2009 год составляет 9%. Как же в этом случае будет выполнен государственный бюджет?

— Во-первых, пока общая экономическая ситуация не стабилизировалась, такие утверждения могут рассматриваться только как возможные варианты. Вероятность определенного экономического роста даже в нынешней ситуации тоже имеет место. И, конечно, экономические программы, как мы уже отметили, могут быть эффективно скорректированы. Для выполнения же бюджета помимо экономического роста у нас три направления: налоговое администрирование, совершенствование законодательства и третье направление, на которое не всегда обращают внимание, — повышение эффективности затрат бюджета. Я бы подчеркнул повышение эффективности структуры бюджета. И в каждом направлении нужно четко разработать первоочередные задачи с указанием жестких сроков.

Даже простое усиление администрирования зачастую воспринимается экономическим субъектом как усиление налогового бремени в устоявшейся экономической ситуации, зачастую равносильное законодательному увеличению налогов. Поэтому вопросы администрирования и изменения налогового законодательства лучше решать комплексно, с учетом всех последствий, в том числе и социальных.

— Если первые два пути направлены на общий рост бюджета, то что вы скажете о третьем направлении — совершенствовании структуры бюджета?

— Этот путь сейчас особенно актуален. За последние пять лет наш государственный бюджет увеличился более чем в два раза. Однако структура нашего бюджета существенно не изменилась. Поэтому анализ эффективности структуры бюджета просто необходим. Тем более что структуру бюджета относительно легче оптимизировать, чем решать две отмеченные взаимосвязанные задачи, направленные на выполнение бюджета.

— Как вы прокомментируете заявление ЦБ о возвращении к плавающему курсу драма?

— Во-первых, до того вроде бы и не было официального заявления об уходе от политики плавающего курса, хотя на деле ситуация зачастую складывалась по-разному. Скорее, речь идет о четко рассчитанном вмешательстве в процесс рыночного формирования курса с учетом наших валютных резервов. Это, конечно, разумно. Если в Армении инфляция в 2008г. составила 9%, а в США около 1%, и, кроме того, у всех основных мировых валют понизился курс к доллару, то было очевидно, что жесткость драма к доллару, особенно в данной ситуации, это результат переоценки курса драма. До недавнего времени законодательно в программе ЦБ указывался уровень драма в долларах. Затем соответствующий пункт был снят из закона о ЦБ РА. Конечно, жесткий прогноз курса драма не может соответствовать реальной ситуации. Однако отсутствие соответствующего официального ориентира курса драма тоже неверно. Отрицательно не только резкое колебание драма, но и отсутствие ориентира о возможных изменениях курса в определенном интервале, который можно спрогнозировать с высокой вероятностью. Во избежание дальнейших резких колебаний драма, думаю, это необходимо закрепить законодательно.

Целесообразно как ориентир для драма учитывать доллар США и евро. Кстати, российский рубль ориентирован именно на доллар и евро. Эти валюты и являются основными валютами во взаимоотношениях с нашими экономическими партнерами. Рассчитанный с высокой вероятностью прогноз определенного интервала курса драма посредством указанных валют явится четким ориентиром для экспортеров и будет только способствовать экспорту.

— Что же вы в данной ситуации считаете самым важным в экономике.

— В нашей ситуации самое главное: обеспечить благоприятную макроэкономическую обстановку; четко определиться с приоритетами в экономике; оценить все возможные последствия нынешней экономической ситуации, разработав для всех вариантов как превентивные меры отрицательных последствий, так и методы рационального использования возникающих возможностей для позитивных последствий. Каждых из этих пунктов, конечно, требует отдельного обсуждения. Важно только, чтобы все меры были направлены на решение первоочередной задачи в экономике.

— Какова же первоочередная задача  в экономике?

— Для усиления экономического потенциала страны я бы сформулировал первоочередную задачу экономики следующим образом. Это импортозамещение + рост экспорта + рост занятости. Специально представляю эти задачи комплексно, поскольку уверен, что эффективное решение этих взаимосвязанных задач — это их системное решение.

Отношение экспорта к ВВП у нас 9%, а половина продовольствия у нас импортируется. В развитых малых странах отношение экспорта к ВВП составляет около 30%, поскольку очевидно, что для таких стран рынок мал и экспорт здесь становится решающим. Для обеспечения же макроэкономической благоприятной ситуации надо помнить, что проблемы с конкретной стабильностью цен и с конкретным курсом надо решать в комплексе. Я не раз заявлял, что системный подход тут просто необходим.

Что же касается приоритетов, то, учитывая только фактор риска и в этом случае считая приоритетными сельское хозяйство, строительство и развитие инфраструктур, мы можем упустить из виду развитие малых предприятий, применяющих или готовых применить современные технологии. Особенно тех предприятий, которые, исходя из нашей первоочередной задачи, могут способствовать решению импортозамещения и занятости. Так что фактор риска также надо оценивать сквозь призму решения приоритетных задач экономики.