Логотип

7 УЧАСТНИКОВ — 1 АУТСАЙДЕР, ИЛИ ХОТЕЛА ЛИ ОППОЗИЦИЯ ОБЪЕДИНИТЬСЯ?

Кого сколько

В назначенных на 31 мая выборах столичных авагани примут участие 7 политических сил, из коих 6 партий и один блок.

РПА ПРЕДСТАВИЛА В ЦИК СПИСОК ИЗ 181 КАНДИДАТА В СТОЛИЧНЫЕ АВАГАНИ. Первым номером значится действующий мэр, член совета РПА Гагик Бегларян, вторым — экс-тахапет столичной общины Аван Тарон Маргарян, третьим — архитектор, руководитель проектной организации Грач Погосян.

"БАРГАВАЧ АЙАСТАН" ПРЕДСТАВИЛА СПИСОК ИЗ 122 КАНДИДАТОВ. Первым номером значится министр здравоохранения Арутюн Кушкян, вторым — депутат Мхитар Мнацаканян и третьим — доцент, преподаватель вуза Маргарита Матевосян.

"ОРИНАЦ ЕРКИР" ПРЕДСТАВИЛА СПИСОК ИЗ 74 КАНДИДАТОВ. Первым номером партия выдвинула зампредседателя "ОЕ" и руководителя парламентской фракции Эгинэ Бишарян, вторым номером значится врач — руководитель клиники "Наири" Генрик  Бакунц и третьим номером — Григорий Ваанян, профессор Российско-Армянского (Славянского) университета.

АРФ "ДАШНАКЦУТЮН" ПРЕДСТАВИЛА СПИСОК ИЗ 51 КАНДИДАТА. Первым номером значится депутат Арцвик Минасян, вторым — архитектор Альберт Аджемян и замыкает первую тройку экс-министр здравоохранения Норайр Давидян.

СПИСОК ИЗ 20 ЧЕЛОВЕК НАРОДНОЙ ПАРТИИ ТИГРАНА КАРАПЕТОВИЧА возглавляет лично Тигран Карапетович, вторым номером значится Артак Арутюнян.

СПИСОК ИЗ 167 ЧЕЛОВЕК АРМЯНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА ВОЗГЛАВИЛ ЛЕВОН ТЕР-ПЕТРОСЯН, Степан Демирчян значится вторым номером, третий номер — координатор конгресса Левон Зурабян.

СПИСОК ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ИЗ 29 ЧЕЛОВЕК ВОЗГЛАВИЛ МОВСЕС ШАХВЕРДЯН. Подробнее о списках поговорим ниже, а пока напомним, что до 26 апреля ЦИК произведет проверку представленных документов, затем с 26 апреля по 1 мая будет проведена регистрация политических сил — участниц выборов, 2 мая стартует официальная предвыборная кампания. 7 политических сил будут бороться за 65 мандатов столичных авагани. Для того чтобы оказаться в парламенте, партиям необходимо преодолеть 7%-ный, а блоку — 9%-ный барьер.

"Жарангутюн" отказалась от участия в выборах

"Жарангутюн" вплоть до субботнего вечера продлила (имитировала) попытку склонить конгресс к совместному участию в выборах, предложив уже второй по счету вариант единого предвыборного списка кандидатов в столичные авагани. Первый список, напомню, открывала тройка Армен Мартиросян, Левон Тер-Петросян, Раффи Ованнисян. Этот список конгресс отклонил. Второй список открывала тройка Раффи Ованнисян, Левон Тер-Петросян, Заруи Постанджян. Степан Демирчян был на четвертой позиции.

ВТОРОЙ СПИСОК ПОСТИГЛА УЧАСТЬ ПЕРВОГО — конгресс не пожелал участвовать в выборах столичных авагани на условиях "Жарангутюн", а последняя и вовсе отказалась участвовать в выборах, и причина вовсе не в том, что таким образом партия решила не "распылять" голоса протестной публики, а в том, что жарангаканы прекрасно осведомлены о том, что после парламентских 2007 года выборов рейтинг партии резко понизился и столица, которая два года назад была щедра на голоса, 31 мая вряд ли поддержит "Жарангутюн". Таким образом, партия Раффи Ованнисяна доказала, что главным для нее было не участие в выборах как таковое, а участие в составе единого с конгрессом списка, составленного на ее условиях, а не на условиях конгресса. В обоих вариантах единого списка на первом месте значились члены "Жарангутюн". При этом жарангаканы прекрасно понимали, что конгресс не согласится на то, чтобы первое место занял не Тер-Петросян, а представитель партии, которая не является членом конгресса. Понимали, но настаивали на своем.

Так или иначе, а конгресс поступил весьма предусмотрительно, загодя подготовив свой список кандидатов в авагани, не дожидаясь консенсуса по единому списку. Напомню, что список конгресса возглавляет Левон Тер-Петросян, вторым номером значится Степан Демирчян. Депутаты от "Жарангутюн" еще долго будут говорить о причинах, побудивших партию отказаться от участия в выборах столичных авагани — не исключено, что это решение будет представлено как следствие оголтелых нападок аодовского агитпропа. Впрочем, что бы ни сказали в свое оправдание активисты "Жарангутюн", все будет подвергнуто осмеянию — партия так явно пыталась всех обмануть, что сама оказалась в глупейшем положении и окончательно лишилась доверия и уважения. На самом деле всем и каждому понятно, что отказ партии баллотироваться — следствие беспомощности и, мягко выражаясь, неких договоренностей… Но можно не сомневаться, что Лариса Алавердян скажет много красивых слов в защиту позиции "Жарангутюн" и про плохих журналистов, которые так беспощадно пишут, что место г-на Раффи на мусорной свалке истории.

ИЗ ЛАГЕРЯ АОДОВСКИХ СИЛ НА НАШУ ПРОСЬБУ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ОТКАЗ "ЖАРАНГУТЮН" последовал ответ: "Смыслом и сверхзадачей "Жарангутюн" было проникнуть в список конгресса, то есть сформировать единый список и сыграть в нем роль троянского коня, то есть по завершении выборов Раффи Ованнисян непременно поздравил бы Гагика Бегларяна с победой, даже если бы та была достигнута ценой фальсификаций. Бог миловал нас от таких союзников". Отвечающий, как и следовало ожидать, пожелал остаться неназванным. Окружение Тер-Петросяна возложило миссию шельмования "Жарангутюн" на свой агитпроп — напрямую деятели конгресса от упреков в адрес "Жарангутюн" воздерживаются. Пока.

Прочие и "темная лошадка"

Что касается партий-участниц предстоящего предвыборного забега, то следует отметить, что всего одна из них выдвинула первым номером женщину. Ее товарищ по партии Ованес Маргарян охарактеризовал сие выдвижение весьма своеобразно, он сказал: "Эгинэ Бишарян все равно лев, хотя и самка". Сама Бишарян и впрямь ощутила себя в шкуре льва, а потому сразу после выдвижения объявила, что назначение Гагика Бегларяна на пост мэра не может сыграть решающую роль в исходе выборов и что "Оринац еркир" участвует в выборах с целью  победить. Ранее г-жа Бишарян заверяла, что и на этот раз ее партия не будет молчать, если выборы будут сопровождаться нарушениями, и потребует пересчета голосов.

НАПОМНИМ, ЧТО НА ПОСЛЕДНИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ И ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ "ОРИНАЦ ЕРКИР" ВЫСТУПАЛА С САМЫХ ЧТО НИ ЕСТЬ РАДИКАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ и беспощадно критиковала власть. То же можно сказать и об АРФ "Дашнакцутюн". Сегодня шансы обеих партий на удачу аналитики оценивают с неизменной ссылкой на то, что после беспощадной критики в адрес властей обе партии с пользой для себя вошли в состав правящей коалиции и поделили места в правительстве и руководстве парламента.

Шансы Народной партии Тиграна Карапетовича из экономии газетного пространства оценивать не будем, зато очевидно, что мало кому известной Трудовой социалистической партии уготовлена роль силы, которая оттянет на себя часть голосов протестного электората. Речь о той его части, которая не страдает амнезией, а потому ни при каких условиях не проголосует за список во главе с Тер-Петросяном. Вообще мода на "темных лошадок" — малоизвестных партий — в последние годы основательно прижилась на выборной ниве. А что поделаешь! Рейтинг хорошо известных партий столь низок, что поневоле приходится вводить в игру новичков, которые без своих политических кукловодов вряд ли наскребли бы себе деньжат на предвыборный залог.

Вывеска "Трудовая социалистическая" в условиях экономического кризиса и обострившейся социальной обстановки может привлечь к себе часть протестной публики (так, по-видимому, решили кукловоды), однако основной ее фрагмент будет голосовать за список конгресса. А "Жарангутюн" дождется поражения конгресса и будет долго с чувством рассуждать о том, что все произошло по той причине, что Тер-Петросян не согласился уступить первое место единого списка сначала Армену Мартиросяну, а потом Раффи Ованнисяну, вследствие чего единый предвыборный список не состоялся, оппозиция не объединилась и конгресс проиграл. Остается добавить, что на сей раз объединение оппозиции было вполне реальным, настолько реальным, что ни одна серьезная газета не отрицала подобное развитие ситуации. Не хватило самой "малости" — взаимного доверия и всамделишной заинтересованности лидеров обеих сил. В итоге "Жарангутюн" оказалась в аутсайдерах, а протестная публика в проигрыше.

Вместо эпилога

Судите сами: если "Жарангутюн" в самом деле стремилась к объединению, то почему после того, как конгресс решительно отклонил первый вариант единого списка во главе с Мартиросяном, направила второй вариант во главе с Ованнисяном, то есть повторила первоначальную схему, зная наверняка,  что она будет отклонена? Если Тер-Петросян заявлял, что готов на последнее место предвыборного списка авагани, то почему не уступил "Жарангутюн" первую горизонтальную во имя единого списка? Воля ваша, господа, но когда стороны действительно жаждут объединения, то ведут себя иначе…