Логотип

ЦАРУКЯН ИГРАЕТ ПО ПРАВИЛАМ

По мере приближения к выборам столичных авагани обретают четкость тактика и стратегия партий-участниц. Весьма любопытна в этом контексте роль "Баргавач Айастан". С недавних пор околополитическая публика принялась муссировать тему непростых взаимоотношений лидера "БА" Гагика Царукяна и действующего мэра и первого номера  предвыборного списка кандидатов в авагани от РПА Гагика Бегларяна. Взаимоотношения эти действительно непростые, а потому на них легко выстроить версию предвыборного противостояния и подбросить СМИ предвыборный миф о том, что лидер "БА" вознамерился заполучить большую часть мандатов в столичном парламенте и отыграться таким образом за провал на парламентских 2007 года выборах, когда "БА" думала, что будет первой, а оказалась второй.

В отличие от тех, кому можно внушить мысль о возможном предвыборном противостоянии "БА" и РПА (и много других, не менее "ценных" мыслей), мы все же склонны полагать, что, когда Царукян говорит о победе на выборах столичных авагани, речь идет не о большинстве мандатов в столичном парламенте, а о втором месте, то есть, когда Царукян говорит о победе "БА", следует подразумевать победу не над республиканцами, а над конгрессом Левона Тер-Петросяна. Иными словами, Царукяну предстоит сделать в столице то, что не удалось Артуру Багдасаряну на президентских 2008 года выборах, — стать вторым, то есть сделать так, чтобы "БА" оказалась по количеству мандатов авагани второй после РПА партией столичного парламента.

Царукян вполне может рассчитывать на поддержку умеренно- оппозиционной прослойки столичных избирателей, которая в силу неискушенности и легковерности может поверить в то, что лидер "БА" способен взять на себя роль оппозиции по отношению к РПА в рамках единой коалиции. Скоро господа коалиционные деятели примутся невзначай намекать, что в период предвыборной агитации коалиционные договоренности не действуют, одновременно будут усиленно тиражироваться слухи о личной неприязни "белого и пушистого" Гагика Коляевича к "Черному Гаго", о тщетных попытках миролюбивого спикера Овика Абрамяна примирить обоих (спикер дружит с обоими), о решимости Царукяна утереть нос республиканцам и завоевать большинство мандатов авагани и прочее в том же духе. Можно не сомневаться, что умеренно-протестная столичная публика на эту агитпроповскую затею клюнет и Царукяну, возможно, удастся обойти конгресс и занять второе по количеству мандатов  место в столичном парламенте.

Активизация "БА" нивелирует тенденцию к поляризации предвыборной ситуации, которую многие склонны рассматривать исключительно как противоборство РПА и левоновского конгресса. Объективно в контексте предстоящих выборов говорить о "третьей силе" не приходится — ни Народная партия Тиграна Карапетовича, ни тем паче мало кому известная Трудовая социалистическая партия Мовсеса Шахгельдяна на эту роль претендовать не могут, стало быть, "третью силу" следует "вычленить" из самой коалиции, что и делается посредством неназойливого внушения политизированной столичной публике предвыборного мифа о противоречиях Царукяна и республиканцев и желании партии олигарха на выборах авагани утереть нос партии президента.

Любые  мифы, в том числе предвыборные, должны базироваться на твердом фундаменте реальных фактов. Чем больше фактов, тем достовернее выглядят мифы. В деле "раскрутки" мифа о предвыборном противостоянии РПА и "БА" убедительным подспорьем стал факт исхода из рядов РПА действующих авагани и последующая их интеграция в предвыборный список "БА". Дело было в общине Нор Норк. О том, что перебежки, подобные этой, не носят серьезного характера,  общеизвестно, но почему бы не придать ей вид сенсации, если хочется…

Наряду с предвыборным "исходом" из РПА тиражируется и миф о том, что причиной обострившихся отношений между партией президента и партией олигарха стало якобы принятое "наверху" решение о том, что на выборах авагани партии олигарха следует "отдать" всего 7 процентов. Дескать, Гагика Коляевича эта цифра возмутила и он решил показать республиканцам, на что способен. Что ж, красиво придумано, а главное, "убедительно", в том смысле, что кого-то, быть может, это убедит.

В реальности лидер "БА" всегда будет играть за коалицию,  но при этом делать вид, что в перспективе когда-нибудь пойдет своим путем. Возможно, так оно и будет, но 31 мая — не та перспектива. Царукян может не любить Бегларяна, но он играет за коалицию, и он из тех, кто играет по правилам. А любовь — категория неполитическая, а потому партия Царукяна сыграет роль надежного подспорья, благодаря которому Бегларян наберет необходимое число голосов авагани и будет  избран мэром.

Нелишне добавить, что какой-никакой политический капитал "БА" за последний год накопила. Публичные выступления ее лидера стали более гладкими и убедительными — словом, как ни парадоксально, но у "БА" действительно вырисовывается самостоятельная политическая перспектива, и в основе ее не только царукяновские миллионы, но… это, впрочем, тема другого разговора. Кстати, не забыть бы уточнить, что перебежавшие в Нор Норке из РПА в предвыборный список "БА" Армен Снхчян, Овсеп Варданян и другие являются близкими корешами тахапета упомянутой общины Давида Петросяна, который знает наверняка,  что после избрания Бегларяна мэром должность тахапета ему не светит.