Логотип

НЕ УДАЛОСЬ ЦАРУКЯНУ — НЕ УДАСТСЯ НИКОМУ!

Те, кто убедил Гагика Царукяна лично поучаствовать в предвыборной агиткампании, как ни парадоксально для некоторых, оказали неоценимую услугу партии президента.

СУДИТЕ САМИ: ВЫБОРЫ АВАГАНИ ПОКАЗАЛИ СО ВСЕЙ ОЧЕВИДНОСТЬЮ, что даже такой большой и сильный человек со всеми своими миллионами при наличии самого жгучего желания не смог потеснить республиканцев и при максимуме финансовых затрат и усилий добился всего на несколько мандатов больше, чем тер-петросяновский конгресс. Людям, сведущим в секретах политической кухни, было весьма забавно наблюдать, как окружение лидера "Баргавач Айастан" по всем телеканалам наперебой заверяло, что Царукян — это их "бренд" и что его личное участие обеспечит партии победу. В итоге Царукян обеспечил буфер между РПА и оппозиционным конгрессом, а также на всю страну "рассекретил" личные свои амбиции и притязания. Царукян показал (и это было заметно невооруженным глазом), что амбиции его высоки и что он видит свое будущее в большой политике. Такие фальстарты не остаются незамеченными…

И все заметили! И то, что Царукян хотел победить, и то, что РПА оказалась сильнее, и, наконец, самое главное: если это не удалось Царукяну, то не удастся никому! Даже пытаться не следует. Таким образом царукяновское окружение, уговорившее своего лидера побыть "брендом" предвыборной кампании, повторюсь, оказало неоценимую услугу партии президента.

По поводу упомянутого окружения повторим ранее неоднократно озвученную истину: у олигархов не бывает команды, у них бывают только приживалы, которые поют дифирамбы и кормятся щедротами. Политические команды, способные обеспечить прорыв, формируются на качественно иных принципах, нежели сборище приживал, которые сегодня упорно пытаются внушить своему кормильцу, что он одержал "убедительную" победу в столице, потому что набрал больше голосов, чем на парламентских 2007 года выборах, дескать, тогда у него за плечами стоял президент Роберт Кочарян и вся президентская рать, а 31 мая Царукян, дескать, и без этой рати доказал, что  сам чего-то стоит… Кому нравится, могут думать, что так оно и было. Для остальных повторю: при наличии громадных финансовых затрат партия Царукяна получила всего на 4 мандата больше, чем левоновский конгресс.

НА НАШ ВЗГЛЯД, ВИДЫ "БАРГАВАЧ АЙАСТАН" НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПЕРСПЕКТИВУ следует рассматривать исключительно под призмой еще одной политической пьесы, в которой партия Царукяна вновь сыграет роль грозного конкурента партии президента (например, на следующих парламентских выборах), дабы еще раз продемонстрировать, что даже самым сильным не под силу ее одолеть. В обществе, склонном по ряду социальных и прочих причин к иррациональным взрывам, наглядная демонстрация того, как самый сильный человек во главе самой многочисленный партии не может победить партию президента, играет важную роль смирительной рубашки и наглядного убеждения: если не смог Царукян — не смогут и другие. Не согласиться с этим — значит плевать против ветра. История, как уже было сказано выше, непременно повторится на следующих парламентских выборах, партия олигарха против партии президента — заклятые друзья в битве за мандаты — самая съедобная пьеса для обывательских умов. Впрочем, идея этой пьесы была провозглашена с первых шагов Царукяна в действующей политике. Сегодня сыгран только первый акт.

Как автор упомянула в одном из предыдущих материалов, Царукян отчасти повторил ошибку Березовского на этапе борьбы за приватизацию власти в России. И не только потому, что, придя в Думу, Борис Абрамович начал высказываться в том духе, что если власть в России фактически принадлежит крупному капиталу, то капитал и должен быть этой самой властью. Березовский из "делателя королей" решил переквалифицироваться в ньюсмейкера (Царукян поручил заботу о своем имидже ближайшему окружению), оба проиграли административному ресурсу, оба убедились в незыблемости ленинского тезиса о том, что "государство — собственность бюрократии". Сравнение наше явно хромает, однако уместно как напоминание: олигарх может оказаться в пролете, административный ресурс — крайне редко, практически никогда. Победить его можно, но только при наличии очень грамотной команды, а царукяновские приживалы, даже самые бойкие и разговорчивые, самые инициативные и шумные, не тянут на то, чтобы обеспечить такую победу.

МНОГИЕ СХЕМЫ В АРМЯНСКОЙ ПОЛИТИКЕ позаимствованы у российской, в том числе само возникновение "Баргавач Айастан", но схемы имеют долгосрочную перспективу только тогда, когда все играют по правилам и никто не пытается выйти "за территорию". "Баргавач Айастан" — по-прежнему самая многочисленная партия. И она по-прежнему в игре. Каким будет второй акт?