Логотип

«МЫ НЕДОСТАТОЧНО ИСПОЛЬЗУЕМ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Композитору Константину ПЕТРОСЯНУ трудно пожаловаться на свою творческую судьбу — он легко вошел в контекст нашей музыкальной жизни, и его произведения нашли свою дорогу к слушателям.
КРУГ ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ КОМПОЗИТОРА
довольно широк: от камерных инструментальных произведений, вокальных циклов до симфоний. Перу Петросяна принадлежат концерты, оркестровые пьесы, эстрадная и хоровая музыка, песни на слова армянских поэтов, музыка для театра и кино. Среди известных сочинений — Струнный квартет, Квинтет для деревянных духовых инструментов, сыгранный в Армении и Москве, Соната для трубы и фортепиано, которая была исполнена на фестивале в Бордо и, по откликам критики, по праву заняла свое место среди лучших произведений камерной музыки, хоровой цикл "Родные перезвоны" и другие.
Особенно примечателен его Концерт для голоса и джазового оркестра, написанный в 1984 году. Это произведение достаточно сложное — кроме технически безупречного исполнения оно требует искренних движений души. Вот почему какое-то время оно не исполнялось, пока эту трудную, но очень интересную работу не взял на себя биг-бенд литовской консерватории под руководством известного джазового музыканта и дирижера Владимира Чекасина. Сотрудничество армянского композитора, великолепной певицы Татевик Ованесян и литовского оркестра дало блестящий результат. Концерт имел большой успех в Каунасе, Вильнюсе, Риге. Мгновенно разошлась и пластинка с записью концерта.
Как писал известный музыковед Людас Шальтянис, жанр концерта для голоса и джазового оркестра еще не имел аналогов в мировой практике. По его мнению, преодолеть творческие трудности первооткрывателя помогли композитору глубокое понимание древнего армянского фольклора и любовь к искусству шаракана, большая работа с биг-бендом, обогатившая его знания в области современной аранжировки, и сотрудничество с талантливой певицей Татевик Ованесян, в пении которой "слышны отголоски средневекового армянского пения шараканов,. . а чистоту и своеобразие ее голоса можно сравнить с чистотой воздуха горной Армении".
ДО ОТЪЕЗДА В США, где композитор работает по контракту, он вел в Ереване активную общественную и творческую деятельность: преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище им. Р. Меликяна, был дирижером эстрадно-симфонического оркестра телевидения и радио Армении, директором музыкального центра Союза композиторов Армении. В 1987 году организовал первый ежегодный фестиваль камерной музыки в Ереване, обменные концерты армянских и зарубежных композиторов. В 1990-1993гг. был заместителем председателя Фонда мира Армении, способствовал оказанию материальной помощи деятелям культуры, проведению первого фестиваля музыкальных премьер.
Как складывается творческая судьба Константина Петросяна в США, об этом мы попросили рассказать самого композитора, связавшись с ним по интернету.
— Константин Грантович, чем был вызван ваш отъезд?
— Возможно, в моей истории есть нечто банальное. В середине 90-х годов я получил приглашение для работы в качестве музыкального руководителя в церкви Св. Саака и Месропа г. Провиденса штата Род-Айленд. Сначала чуть было не отказался, но, подумав, решил, что будет интересно поработать с имеющимся там материалом древнеармянских песнопений. К тому же открывалась возможность для более глубокого ознакомления с жизнью армянской диаспоры, ее культурным наследием, возможность внести свою посильную лепту в дело пропаганды творчества наших авторов, исполнителей. Что-то в этом плане удалось, что-то еще предстоит сделать. . .
Я не чувствую себя человеком, покинувшим родину, так как сохранил квартиру в Ереване, являюсь гражданином Армении, членом Союза композиторов и Армянской музыкальной ассамблеи. Что касается 3-летнего контракта, то, учитывая успешность моей работы, его сделали постоянным до тех пор, пока я сам или пригласившая сторона по тем или иным причинам не прервет его.
— Ваша работа предполагает наличие церковного сана?
— Нет, я ведь являюсь музыкальным директором, в обязанности которого входит дирижирование хором во время службы, подготовка музыки к церковным мероприятиям. Но моя работа этим не ограничивается. Я также руковожу отделом по культуре армянской общины Провиденса. Это обширная и разнообразная работа, если учесть культурную жизнь диаспоры. В нашей комиссии состоят люди разных профессий, в обязанности которых входит пропаганда армянского искусства. За годы нашей совместной работы организовано и проведено множество мероприятий, концертов, выставок, кинопросмотров. Приоритетным является представление здешней аудитории достижений искусства Армении.
— Какие крупные акции вы провели, с кем вы сотрудничали в последние годы?
— Охватить все события невозможно, поэтому ограничусь лишь рассказом о самых значительных. Это первый армянский музыкальный фестиваль в Род-Айленде с участием звезды Метрополитен-опера Лили Чукасзян и филармонического оркестра штата, концерты с участием солистки Метрополитен-опера Лусин Амара, известных певцов Барсега Туманяна, Константина Симоняна, народных артистов Армении Ованеса Бадаляна, Папина Погосяна, скрипачей Виктора Хачатряна, Катрин Манукян (Канада) , композиторов Левона Чаушяна, Айка Бояджяна, хора Ереванской консерватории под управлением Ованеса Мирзояна, хора "Маленькие певцы Армении" (худрук Т. Экекян) , стипендиатов фонда "Новые имена", премьера фильма Вигена Чалдраняна "Жрица", выставки картин современных армянских художников.
Благодаря этим акциям наши соотечественники за рубежом убедились, что музыкальная жизнь республики отличается чрезвычайным многообразием, талантом исполнителей и творческим подходом к делу. С большим интересом были встречены и выступления хоров штата Род-Айленда и города Вурчестер под моим руководством. С исполнением своих сочинений я выступал в нью-йоркском Карнеги-холле (1990, 1997гг.) , причем на одном из них вместе с "Трио" Давида Азаряна, Татевик Ованесян и другими, дважды — в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. . .
— Вы не упомянули ваш авторский концерт в Ереване, организованный Армянской музыкальной ассамблеей. Что нового в творческом плане?
— На днях в Монреале состоялся концерт, посвященный 100-летию Всеармянского благотворительного фонда, где я дирижировал монреальским симфоническим оркестром FACE с участием армянских солистов и хоров. Кроме того, при содействии ереванского Центра искусств "Нарекаци" выходит альбом с записями моих камерных сочинений. Приятно, что мои произведения в последние два года звучали на фестивалях Союза композиторов Армении и Музыкальной ассамблеи. Написал еще несколько новых сочинений и надеюсь на скорую премьеру в Ереване, где, кстати, вскоре впервые прозвучит и мой Концерт для голоса с биг-бендом.
— Как, на ваш взгляд, развиваются культурные связи Армении со Спюрком?
— Живя несколько лет в США, я заметил, что армянская диаспора имеет слабое представление о художественном наследии Армении, о том, что отличает ее культуру сегодня. В свою очередь, и в Армении плохо знают культуру диаспоры. Раньше это можно было объяснить отсутствием контактов, и сейчас, когда есть неограниченные возможности для контактов на разных уровнях, мы используем не весь потенциал. В этом смысле прекрасно, что у нас проводится фестиваль "Одна нация — одна культура". Но разве его участники могут показать свое искусство за рубежом? Не уверен. Мне кажется, что недостаточно активно привлекаются к работе профессиональные зарубежные импресарио. Необходимо выйти на директоров крупных зарубежных фестивалей, конкурсов, пригласить их в Армению персонально, как это умеют делать наши соседи. Вот уже несколько лет в афишах престижного международного фестиваля в Нью-Порте мы видим имена грузинских артистов, композиторов. Да и не только грузинских. А наших нет. В этом направлении нужна огромная целенаправленная работа с использованием потенциала диаспоры. Из-за собственной нерасторопности предельно сузилось наше культурное поле. Вот почему наши талантливые авторы и исполнители мало известны в диаспоре. Уверен, взаимное обогащение сыграет свою важную роль в деле укрепления связей, в единении нации. И чем раньше это произойдет, тем лучше для всех.