Логотип

НЕПЕРЕВЕРНУТЫЕ СТРАНИЦЫ

В одном из первых своих выступлений в качестве премьер-министра Вазген Саркисян призвал с трибуны НС "перевернуть страницу" новейшей истории, на которой крупными буквами значилось: энергокризис (энерготеррор). Призыв последовал в ответ на заявления отдельных депутатов, дескать, пора бы найти и наказать виновных в том, что народ годами подвергался пытке холодом и мраком. Саркисян тогда озвучил сенсационное заявление, согласно которому энергокризис не был следствием войны в Карабахе, как пытались представить главари аодовского режима, и предложил сформировать временную депкомиссию, которой надлежало изучить ситуацию с энергоносителями в начале 90-х и выявить виновных.

Комиссию по мазуту возглавил дашнакцакан Давид Локян. В нее вошли Аршак Садоян, Манук Гаспарян и прочие, не менее известные личности, которые знали наверняка, что энерготеррор был средством обогащения аодовских главарей и усмирения недовольных тер-петросяновско-ваноевским режимом. Манук Гаспарян, чей отпрыск сегодня верой и правдой служит Левону, неоднократно заявлял, что (нижеприведенная цитата в свое время обошла все газеты, так что пусть никто не пытается уличить автора в подтасовке) "народ должен быть благодарен министру энергетики Гагику Мартиросяну, ибо именно он убедил аодовскую власть в том, что обогащаться можно не только заземлением электроэнергии и хищением мазута, но и регулярным снабжением населения электричеством".

Комиссия по мазуту работала с отдачей и накопила множество фактов и доказательств тому, что энерготеррор был следствием целенаправленной политики, однако гибель премьер-министра в результате теракта 27 октября лишила ее очень важной опоры — все знали, что за комиссией стоит сильный человек, который искренне хочет разобраться и "перевернуть страницу". Прошло 10 лет. Если комиссия по мазуту что-то и доказала, так это верность ленинской формулировки о том, что при желании можно погубить любое дело — достаточно создать комиссию. Ту страницу перевернуть так и не удалось — никто не ответил за откровенное затяжное издевательство над народом.

Прочие депутатские комиссии временного характера в разные годы постигла та же участь, что и комиссию по мазуту: ни комиссия по сделке с "АрменТел" во главе с  Вазгеном Манукяном, ни комиссия по нецелевому использованию аодовской властью иностранных кредитов и займов во главе с Петросом Макеяном (это сегодня он служит Левону, а в свое время расследовал факты грабежа кредитных средств аодовской властью) не добились общественно значимого результата — им не удалось "перевернуть страницу"…

Тогдашний спикер Хосров Арутюнян направил материалы макеяновской комиссии, которые во многом повторяли исследования Контрольной палаты НС во главе с Ашотом Тавадяном, в Генпрокуратуру, где они пылятся по сей день… Среди выявленных фактов — вопиющие свидетельства того, как аодовская власть грабила будущие поколения граждан своей страны, прикарманивая и пуская на ветер сотни тысяч кредитных денег. И эта страница тоже по сей день не перевернута, и вряд ли кто когда-либо ее перевернет…

Потом была временная депкомиссия по 27 октября во главе с Ваагном Григоряном. Ничего к тому, что нарыло официальное следствие по расследованию теракта в парламенте, эта комиссия не добавила, зато частично смягчила общественное напряжение, вызванное недоверием к работе следственной группы. Собственно, таково истинное предназначение временных депкомиссий. Они не делают разоблачений, зато на время отвлекают внимание общественности обещаниями докопаться до истины. В общественном сознании и эта страница по сей день так и осталась неперевернутой — общество в большинстве своем не верит, что правда о теракте ограничивается официальными выводами следствия и судебными решениями.

Аналогичные обещания докопаться до сути раздавала и самая "свежая" временная депкомиссия по изучению событий 1-2 марта во главе с Самвелом Никояном. Последний за время ее деятельности дослужился до должности вице-спикера, однако уже сегодня ясно, что и эта комиссия (как и все предыдущие) не даст ответа на главный вопрос: кто виноват?

Последний срок для оглашения заключительного отчета — 25 октября, однако не исключено, что комиссия отчитается раньше этого срока. Никоян уже сегодня заявляет в своих интервью, что комиссия не сможет дать ответа на вопрос: кем были убиты 10 участников акции 1 марта на прилегающей к мэрии территории? Это, мол, прерогатива следствия. К тому же Никоян сильно недоволен реакцией общественности на его многочисленные призывы предоставить комиссии факты, материалы и свидетельские описания деталей событий тех дней. "Хотите разоблачений — предоставьте материалы!" — призывает председатель временной комиссии. По его словам, трудно добиться разоблачений, когда общественность "играет в партизан".

Комиссия лишила себя летнего отдыха и занята обобщением ранее изученных материалов и изучением тех, что набрала расформированная группа по сбору фактов, однако уже сегодня можно с большой долей вероятности предположить, что и эта комиссия "не перевернет страницу"…