Логотип

ПЯТАЯ КОЛОННА — 2010

МЕССИДЖ ДЛЯ ИЛЬХАМА

Что бы там ни говорили о субъективных причинах эпистолярной попытки экс-вице-спикера, письмо Карапета Рубиняна членам АОД, безусловно, принадлежит к числу явлений, которые служат очищению общественной атмосферы. И это только начало. Пройдет немного времени и все до последнего статиста 16-го съезда АОД осознают, что 17 июля 2010 года аплодировали нечистоплотной попытке Тер-Петросяна сформировать в нашей стране пятую турецко-азербайджанскую колонну.

17 июля в Алматы, как известно, проходили очень непростые переговоры. В тот же день с трибуны аодовского съезда лидер армянской оппозиции помимо прочего озвучил точку зрения турецкой и азербайджанской правящих элит на нормализацию армяно-турецких отношений. Как известно, США, Россия, европейские страны не устают повторять, что армяно-турецкие отношения не имеют и не могут иметь в качестве предусловия нормализации урегулирование карабахской проблемы. Противоположного мнения придерживаются Алиев, Эрдоган и Левон Акопович. Последний так прямо и заявил об этом с трибуны съезда.

Никакой перспективы развития не существует, пока не пойдем на "взаимные уступки", говорит лидер конгресса, который как бы не в курсе, что азербайджанская сторона давно уже не говорит о взаимном компромиссе, а требует от нас безоговорочной капитуляции. И зал молча слушал — никто не возразил. Все были согласны, все молчали даже тогда, когда экс-президент недвусмысленно намекнул, что армия наша не в состоянии будет спасти страну, если дело дойдет до войны. В годы Великой Отечественной в функции так называемых пятых колонн на оккупированных территориях входила агитация, что враг непобедим, что немцы лучше одеты, обуты и что с ними лучше не воевать. Листовки подобного содержания сбрасывались на Париж, Вену, Варшаву… А устную агитацию поручали полицаям. Превозносить возможности и мощь противника входило в основную задачу пятой колонны — местных, которые работают на захватчиков. Они должны были сеять панику и пораженческие настроения. Кому был адресован мессидж Тер-Петросяна о необходимости взаимных компромиссов? Он что не в курсе, что Азербайджан не соглашается на взаимные компромиссы, а требует от армянской стороны компромиссов односторонних!

Армянская сторона настаивает на первоочередном решении вопроса о статусе, ибо в противном случае уступки будут лишены смысла, Азербайджан — на скорых и безоговорочных уступках в одностороннем порядке, дескать, вы слабее, у меня военный бюджет свыше двух миллиардов, потому вы должны пойти на односторонние уступки, то есть сдать все территории. Ту же самую пропаганду мы слышали с трибуны аодовского съезда. Той же азербайджанской пропаганде в устах Тер- Петросяна аплодировал долго и с упоением аодовский съезд. Повторюсь, все это было в тот самый день, когда в Алматы велись переговоры. Так кому был адресован мессидж Левона Акоповича? Адресат очевиден, однако вернемся еще раз к рубиняновскому письму.

СЕМЕНА БЕЗНАДЕЖНОСТИ

"Ребята и, разумеется, девчата, в свое время мы были самой передовой силой страны. Давали уроки демократии, формировали традиции. И в число этих традиций, разумеется, не входило проведение съезда в духе советского "одобрямс", не было так, чтобы лидер специально ждал 5-10 минут, чтобы с опозданием войти в зал съезда, вызвав бурные и продолжительные аплодисменты, которыми будет прервана речь выступающего в эту минуту. В собственной партии не ходили с 4-5-ю толкающимися охранниками…"

То, что констатирует Рубинян, не новость, а ссылки на список "неблагонадежных", которых не следовало пускать в правление, напомнили ситуацию на скандально известном съезде, когда опальный Эдуард Егорян пытался возглавить правление и провести реформы в партии, но Левон Акопович хотел, чтобы правление возглавил Вано Сирадегян, а потому в день выборов правления (это был второй день съезда) партийная газета "Айк" вышла в свет со списком благонадежных, то есть с перечнем членов нового правления, в котором большинство составляли люди Вано. Ваник Смбатович раздал газету участникам съезда, и те послушно проголосовали за то правление, которое нужно было Левону и которое возглавил Вано. Так, собственно, было всегда — неблагонадежных в правление не пускали, и Рубинян об этом прекрасно информирован.

Письмо Рубиняна АОД примечательно вовсе не тем, что разоблачает демократию по-аодовски (в этом смысле все всем давно понятно), а тем, что дает понять: Тер-Петросян с его амбициями, причудами и застарелыми комплексами не способен возглавлять оппозицию: "Никто не заметил, что наш вождь, вместо того чтобы говорить о борьбе, которая должна была идти до конца, говорил о бессмысленности этой борьбы: дескать, пока не будет взаимных уступок, ничего не выйдет? Но разве мы вышли на борьбу с разбойничьим государством с требованием взаимных уступок? И потом, кто это нам предлагает взаимные уступки? Разве до сих пор все предложения не касались либо скорейшей, либо чуть более медленной капитуляции? И даже если надо пойти на какие-то взаимные уступки, то кому надо идут, а мы послушно ждем и не мешаем. А каковы наши действия? Разбрасывание в обществе семян безнадежности, констатация реальности без того, чтобы предлагать решения. Без того, чтобы дать народу надежду, без веры в собственные силы, не сплачивая и не воодушевляя, зачем мы претендуем на власть, чтобы что делать? Такого рода вопросов множество, но у нас новые традиции: вопросов нет, есть бурные продолжительные аплодисменты. Это без меня. Всего хорошего".

Разбрасывание в обществе семян безнадежности — как раз и есть одна из главных задач пятой колонны, классика жанра, если можно так выразиться. А мессидж был адресован тем, кто сильно обрадуется наличию в нашей стране пятой колонны.

Нас нимало не удивило то обстоятельство, что экс-министр иностранных дел Александр Арзуманян безоговорочно поддержал Рубиняна и высказал мнение о том, что партия всегда была местом дискуссий и столкновения политических позиций, иными словами, мыслящая часть аодовской элиты не в силах мириться с ролью послушных колесиков и винтиков тер-петросяновской попытки доказать любыми средствами, что в 1998-м прав был он, а не Вазген Саргсян, Роберт Кочарян, Серж Саргсян. Все остальное для стариковских причуд экс- президента уже давно не имеет значения.

Совершенно очевидно, что мыслящих людей, таких как Арарат Зурабян, Хачатур Кокобелян, Карапет Рубинян, Александр Арзуманян и других, включая члена Комитета "Карабах" Самвела Геворкяна, не может устраивать сомнительная миссия потакать левоновским амбициям… Это участь Ваагна Айоцяна, который первым поспешил осудить уклонизм Рубиняна. Айоцян, напомню, стал известен широкой публике после активного участия в избиении депутатов от оппозиции в зале НС 26 сентября 1996 года.

А как же Степан Демирчян? Или его интеллекта хватило только на то, чтобы не аплодировать стоя предложению избрать Вано Сирадегяна в состав правления? Похоже, Степан Каренович так панически боится, что левоновский агитпроп заклеймит его как предателя, что готов аплодировать лидеру конгресса, даже когда он повторяет тезисы азербайджанского руководства. Впрочем, по нашим сведениям, в НПА активно зреет недовольство по поводу демирчяновского соглашательства…

АРАМ МАНУКЯН

Этот, похоже, так польщен избранием (назначением) на пост председателя правления, что выпал из реальности и стал неадекватен. Это стало заметно по его публичным выступлениям.

Рубинян говорит, что 17 июля на 16-м съезде АОД выборы в правление были сфальсифицированы. По его словам, в список "неблагонадежных" лиц кроме него угодили Григор Воскерчян и Володя Ованнисян. После съезда в прессе появились слухи о подкупе рядовых делегатов съезда, которым предстояло избрать правление…

… Мыслящая публика в скором времени поймет, что вовлечена в мутную и очень опасную игру. Потакание причудам Левона Акоповича не может служить самоцелью. Армения сегодня, как никогда, нуждается в оппозиции, способной оказать давление на власть по ключевым вопросам внутриполитической и внешнеполитической повестки. Но такой оппозиции в Армении, увы, нет. Зато есть здоровые силы, которые могли бы занять эту нишу без оглядки на левоновский агитпроп, который сразу заклеймит их пособниками властей. А что касается навязчивой попытки Тер-Петросяна доказать, что в 1998-м прав был он, а не "известные силы", то продолжение темы не пропустите в следующем номере "ГА".

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в результате переговоров с Арамом Манукяном Карапет Рубинян изменил свою позицию и вновь готов вернуться в объятия родной партии. Надолго ли?