— В Армении впервые (пока на уровне проекта изменений и дополнений к Избирательному кодексу) решили перейти к условно именуемой профессиональной избирательной системе, которая уже апробирована многими демократическими странами и о которой у нас много лет говорили…
— Да, это первая попытка специализированного подхода к решению ряда вопросов и далась она нелегко. После многолетних дискуссий, наконец, было решено перейти от слов к делу: проект дополнений и изменений к ИК предусматривает иной, нежели раньше, принцип формирования избиркомов верхнего уровня…
— Кстати, об избиркомах: если реформа избирательного законодательства преследовала цель исключить возможность выборных нарушений, то почему принцип специализированного подхода к формированию избирательных комиссий был применен только к комиссиям верхнего уровня, в то время как основные нарушения допускаются, как правило, на уровне участковых избирательных комиссий, формирование которых, по проекту коалиции, по-прежнему решено доверить партиям?
— В разработке проекта принимали участие партии правящей коалиции, они авторы проекта поправок и изменений, и порядок формирования избирательных комиссий всех уровней предлагали тоже они. Я могу лишь высказать предположение, что такая модель была следствием консенсуса партий, которым принадлежит авторство проекта.
— Стало быть, можно утверждать, что как раз в самом проблемном звене тройной вертикали избиркомов ничего не изменилось?
— Не согласен, в ныне действующем ИК наличествует модель производного партийного представительства, когда один член окружной комиссии назначал одного члена участковой, тогда как в предлагаемом проекте партиям самим предлагается назначать членов участковых комиссий, и они сами будут нести ответственность за тех, кого делегировали в состав участковых избиркомов.
— Принцип обязательного наличия лицензии в этом случае отменяется?
— Нет, остается в силе для участковых избиркомов, а для комиссий высшего уровня будут прописаны свои критерии: обязательное высшее образование, статус гражданского служащего и т.д.
— Парламентская оппозиция настаивает на том, что списки проголосовавших граждан подлежат огласке, в то время как коалиция, апеллируя к международному праву, утверждает, что таким образом будет нарушен принцип тайного голосования. Оппозиция настаивает на том, что тайным является выбор избирателя, а не сам факт посещения избирательного участка и заполнения бюллетеня. Кто прав?
— Международные документы, в том числе те, на которые ссылается Венецианская комиссия, однозначно рассматривают участие- неучастие граждан в выборах как составной элемент тайны голосования, то есть никто не должен знать, участвовал тот или иной гражданин в выборах или нет, ведь уклонение от голосования — тоже волеизъявление, особенно при отсутствии в избирательных бюллетенях графы "против всех". Смысл не в том, что списки не обнародуются, потому что они тайные. Они не тайные, они не подлежат обнародованию (это разные вещи), при этом любой участник избирательного процесса, кто вправе опротестовать результаты голосования на том или ином участке, может представить заявление о пересчете бюллетеней, и тогда участковая комиссия предоставит допуск к спискам, и, если, по мнению подателя заявления, те или иные граждане, которые числятся в списках, находятся за пределами страны или их уже нет в живых, то всегда можно проверить, стоит напротив их фамилий подпись или нет. Вопреки утверждениям оппозиции и в полном соответствии с презумпцией невиновности, авторы проекта считают, что не следует предоставлять списки для поиска ошибок и проверки подлинности подписей, а следует сначала найти и указать ошибки, а потом уже сличать их со списками.
— Но ведь есть практика обнародования списков избирателей по мере их участия в голосовании…
— Только в тех странах, где уклонение от участия в голосовании считается уголовно наказуемым, но эта практика не поощряется. Более того, что касается нас, то эксперты Венецианской комиссии настаивают даже на изъятии печатей в паспортах, которые ставили на избирательных участках, потому что по ним можно узнать, проголосовал тот или иной гражданин или нет. Добавлю к сказанному, что доверенные лица, которые действующим ИК наделены правом находиться поблизости от членов комиссии, занятых выдачей бюллетеней и подписями в списках, в новом проекте получат дополнительную возможность для реализации своих полномочий в виде специально отведенного рабочего места, точнее, речь идет о стуле между членами избиркома, занятыми выдачей бюллетеней и подписями в списке. Таким образом, доверенные лица получат возможность постоянно отслеживать процесс. Доверенные лица и наблюдатели могут также вести видеозапись во время голосования и подсчета голосов, а что касается требования оппозиции относительно установки видеокамер на участках, то государство на себя такое обязательство не берет.
— Недавно проект вновь отправился на экспертизу Венецианской комиссии, почему?
— Рабочая группа уже однажды обсуждала проект с экспертами Венецианской комиссии, в настоящее время проект повторно отослан для того, чтобы комиссия на своем заседании обсудила документ и дала официальное заключение. Между двумя экспертизами была проделана соответствующая работа. Эффективное администрирование — необходимая составляющая выборов, способная вызвать доверие избирателей ко всему выборному процессу, а такое администрирование возможно только при участии профессионалов в выборном процессе. В новом проекте как раз предусмотрено наличие специалистов в избирательных комиссиях..
— Речь, разумеется, о беспартийных профессионалах?
— Только о беспартийных.
— Председатель Палаты адвокатов, омбудсмен и председатель Кассационного суда делегируют по 5 членов, из коих президент должен отобрать состав нового ЦИК. Речь идет о юристах (персона нового омбудсмена пока не известна), означает ли это, что все, кого они рекомендуют, тоже будут юристами?
— Не обязательно. В каждой пятерке обязательно должны быть одна женщина и один юрист, чтобы президенту было из кого выбирать. Под профессионалами не следует понимать только юристов, есть необходимость и в программистах, и в математиках…
И еще: как минимум одна треть членов ЦИК с каждых предыдущих выборов до последующих должна обязательно меняться. Это положение тоже впервые будет зафиксировано в ИК. На мой взгляд, это очень важно.
— Какой видится ваша судьба в контексте этого положения проекта?
— Если предложат, буду работать…