Есть в науке о политике такое понятие, как отход приверженцев. К примеру, война во Вьетнаме и активное движение за гражданские права в США привели к увеличению избирателей, идентифицировавших себя как "независимые", в начале 1980-х лейбористская партия в Великобритании пережила отход традиционных приверженцев и идеологический разрыв между взглядами и ценностями партии и ее сторонников. Отход сторонников в каждом отдельном случае имеет свои особенности и причины. Пожалуй, наиболее остро за год до парламентских выборов проблему отхода приверженцев переживает АРФ "Дашнакцутюн".
Казалось, что выход из состава правящей коалиции по причине принципиального несогласия с армяно-турецкими протоколами упрочит позицию партии в глазах тех общественных слоев, которые не были согласны платить за открытие границы и нормализацию отношений ту цену, на которой настаивала турецкая сторона, но в данном случае поддержка позиции по конкретному вопросу не переросла в поддержку партии, инициировавшей мощную волну протеста. Примечательно также, что партия, обладающая парламентской фракцией, газетами и собственным телеканалом, не в состоянии затормозить отход приверженцев, который уже сегодня ставит под угрозу шансы АРФ "Дашнакцутюн" на присутствие в составе будущего парламента. И дело вовсе не в той махровой серости, которой пропитана большая часть телепередач, не в изъянах предвыборной агитации, которыми изобиловали все без исключения агиткампании партии, — дело в инерции процесса, которую партия, несмотря на все усилия, не в силах затормозить. Хотя и пытается, например, посредством инициирования нового общественного движения в защиту избирательских прав, задачами которого, согласно заявлению представителя Верховного органа АРФ "Дашнакцутюн" Армена Рустамяна, является: а) не допустить воспроизводства власти, б) избежать уличных акций, угрожающих жизни людей и судьбе государства, пребывающего в условиях неурегулированного конфликта.
Замечу, к слову, что речь идет о той самой власти, частью которой довольно долго и с пользой для себя была АРФ "Дашнакцутюн". Впрочем, почему "была"? Она и сегодня продолжает быть частью власти, ибо упомянутый представитель Верховного органа и его коллега по фракции Грайр Карапетян по сей день являются председателями ключевых парламентских комиссий по внешнеполитическим вопросам и обороне, национальной безопасности и внутренним делам. Правда, сама партия объясняет сохранение портфелей в составе выборного органа власти тем, что "оппозиция должна контролировать власть в промежутке между выборами, а для этого нужны рычаги", а также тем, что " нельзя видеть оппозицию только на улице". Далеко не все представители партийных рядов согласны с этими объяснениями, а также с тем, что у руля АРФ " Дашнакцутюн" много лет подряд находятся одни и те же лица. К слову напомню, что "Жарангутюн" от портфелей председателей постоянных парламентских комиссий отказалась…
Примечательно, что движение в защиту избирательских прав заявило о себе сразу же после подписания нового коалиционного соглашения, под которым, в отличие от всех предыдущих, не стояла подпись АРФ "Дашнакцутюн" и которое Рустамян охарактеризовал не иначе, как попытку власти воспроизвести себя на предстоящих выборах. Наша власть в данном случае мало чем отличается от любой другой, ибо ни одна власть не сидит сложа руки в ожидании оппозиции, которая одержит над ней победу. Только вот сдается нам, что руководство партии не столько волнует попытка воспроизводства власти, сколько собственная судьба, иными словами, перспектива оказаться вне парламента. Покинув состав коалиции, АРФ "Дашнакцутюн" может покинуть и саму власть, то есть парламент. Не является ли новое движение попыткой партии воспроизвести себя во власти? Попыткой, вполне нормальной для любой политической силы. Однако, прежде чем затевать движение, призванное возродить в народе веру в выборы и возможность их проведения на прозрачной демократической основе, не следовало ли для начала попытаться возродить веру в саму партию и вернуть себе хотя бы часть приверженцев, в которых у партии в начале 90-х недостатка не было?
Когда Тер-Петросян затеял возвращение в действующую политику, то первыми, кто встретил его широкими улыбками на пороге своего партийного офиса, были дашнакцаканы. Сегодня левоновский агитпроп делает все, чтобы не допустить АРФ "Дашнакцутюн" на оппозиционный фланг, и говорит о ней не иначе, как о псевдооппозиции. Попытки умаслить этот агитпроп ( в одной из передач на канале "Еркир медиа" назойливо рекламируются представители пролевоновской прессы, при этом другие газеты представляются не иначе, как лишенные содержания) ничего, кроме улыбки сочувствия, вызвать не могут… А недавно координатор конгресса Левон Зурабян однозначно объявил, что сотрудничество конгресса с АРФ "Дашнакцутюн" исключается, ибо партия причастна ко всем выборным фальсификациям того периода, пока была частью власти. Как видим, Тер-Петросян не готов раскрыть объятия дашнакцаканам и приветствовать их на оппозиционном фланге так же горячо, как видные лица АРФ "Дашнакцутюн" приветствовали его возвращение в действующую политику. Кстати, именно с этого момента началась первая волна отхода приверженцев, то есть тех, кто был рядом с партией в тяжкие годы аодовских гонений.
Рустамян ответил Зурабяну, что это при Тер-Петросяне было положено начало выборным фальсификациям. Отсюда вопрос: так почему же вы сначала приветствовали его возвращение в действующую политику, а сегодня мечтаете о том, чтобы возглавляемый им же конгресс поддержал вашу инициативу?..
"Содержательный" левоновский агитпроп будет и дальше следовать курсом на шельмование АРФ "Дашнакцутюн", а конгресс инициирует собственную попытку консолидировать общество в борьбе с предвыборными и выборными нарушениями. Инициатива дашнакцаканов повиснет в воздухе, как повисла инициатива Раффи Ованнисяна относительно альтернативного Избирательного кодекса. "Если даже это (подразумевается борьба за справедливые выборы. — М.М.) не объединит оппозицию, то что еще нас может объединить?" — задался не так давно вопросом в эфире телепередачи "Урвагиц" Рустамян. Так ведь все дело в том, что конгресс не желает объединяться с дашнакцаканами ни по какому поводу, и не только с дашнакцаканами, но и с "Жарангутюн". Левоновский конгресс признает оппозицией только себя, а его агитпроп вполне успешно выставляет АРФ "Дашнакцутюн", "Жарангутюн" и Тиграна Карапетовича пособниками властей и псевдооппозицией, несмотря, повторюсь, на ту елейную рекламу и комплименты, которые звучат в эфире "Еркир медиа" в адрес представителей этого агитпропа…
АРФ "Дашнакцутюн" переживает острый кризис доверия, вызванный отходом приверженцев и внутрипартийными разногласиями. Речь, в частности, о последних событиях в гюмрийской партячейке, которая, похоже, уже перестала существовать. Отход приверженцев — не самый действенный капитал, с которым партия вступит в предвыборную борьбу. Речь, разумеется, идет не о финансовом капитале, с этим у партии все в порядке…
