Логотип

РЕВОЛЮЦИЯ «СВЕРХУ», или КТО ОЧИСТИТ АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

"Воскерчян" о долге поколения-88

Левоновский агитпроп за подписью экс-депутата НС Григора Воскерчяна принес своим читателям "благую весть": конгресс, который еще недавно устами Арама Завеновича предрекал скорейшую и неизбежную "мубаракизацию" армянской политической жизни, пришел к выводу, что революция "снизу" не соответствует национальным и государственным интересам Армении, а посему самое время перейти к реализации того, что называется революцией "сверху".

Воскерчян никогда ранее публицистическими навыками не блистал, а посему позволим себе предположить, что недавно опубликованная на полосе самой пролевоновской газеты статья "Смена власти во имя революции" принадлежит не его перу. Иными словами, за псевдонимом Воскерчян и фотокарточкой экс-депутата (ныне члена конгресса) скрывается экс-президент Левон Тер-Петросян. Уж очень складно статья развивает программный тезис экс-президента о необходимости очистить авгиевы конюшни с последующей готовностью сдать в утиль изношенный революционный арсенал.

Если лидер конгресса публикует свои мысли под чужой вывеской, нимало не заботясь об узнаваемости авторского стиля и манеры, то это его личное дело. В данном случае нас интересует не столько авторство, сколько заявка на революцию "сверху". Заявка явно не по воскерчяновскому росту. Подразумевается не физический, а политический рост, разумеется… В подтверждение несколько цитат из оригинала: "Переговоры власти и конгресса прекращены, однако полагаю, что конгресс как ответственная и передовая оппозиционная сила должен в каком-то виде сохранить диалог как фактор, обеспечивающий мирную смену власти". Далее: "Полагаю, конгресс должен подтвердить волю к революционным преобразованиям в самых разных областях и на этой основе объединить оппозиционное поле" и, наконец: "Следует признать, что цель Движения 88 года — создать республику на правовой демократической основе — осталась незавершенной. Стало быть, мы не вправе оставлять свою ношу тем, кто идет за нами. Долг поколения-88 стать во главе народа на пути к революционному самоочищению, воплотить в жизнь провозглашенные, но не реализованные человеческие права и свободы, а это означает резкое изменение деятельности органов государственной власти и общественного бытия, что и есть революция". Если кто-то считает, что все это "полагает" Воскерчян, то этот кто-то либо не знает Воскерчяна, либо не знаком с публицистической манерой Левона Акоповича.

Парламент без олигархов — революция "сверху"

Революцию "сверху", то есть радикальные преобразования, в состоянии провести только легитимная власть. По утверждению автора вышеупомянутой программной публикации, нынешняя власть к таким преобразованиям не способна. Об этом Левон Акопович не далее как 7 ноября беседовал с новым послом США в Армении Джоном Хефферном в своем особняке. На встрече присутствовали ответственный посольства по политическим вопросам Кристофер Андерсен и Левон Зурабян с Аветисом Авагяном. Но это к слову…

Между тем преобразования уже начались. Можно назвать их революционными, можно — как-то иначе, но не заметить, что руководство страны прилагает усилия, например, к тому, чтобы разграничить бизнес и власть, невозможно. Речь президента с трибуны съезда промышленников и предпринимателей не оставляет сомнений в том, что "предпринимательство должно последовательно отделяться от госсистемы и власти". "Масштабные реформы в налоговой и таможенной сферах уже позволяют предпринимателям заниматься бизнесом, не заботясь о его защите собственными силами", — констатировал на днях председатель комиссии по финансово-кредитным вопросам Гагик Минасян. Политические круги активно обсуждают отношение президента к хождению представителей крупного бизнеса в новый парламент. В прессе уже появились сведения о том, что президент, мягко говоря, не приветствует наличие в предвыборных списках партий представителей крупного бизнеса.

Если глава государства задался целью максимально приблизить депкорпус 2012 года к требованиям Конституции, то это и есть в какой-то степени революция "сверху", а если власть выполнит и озвученное в Брюсселе обещание премьер-министра-республиканца провести самые прозрачные и справедливые за последние 20 лет выборы, то такие выборы, вне сомнения, станут своего рода "первым туром" президентской 2013 года кампании…

Количество коррупционных скандалов тоже говорит само за себя: никогда еще в Армении так усердно не разоблачали чиновников- взяточников. Можно, конечно, возразить, мол, власть готовится к выборам и пускает пыль в глаза, что коррупцию не победить, что в парламенте опять будут те же, кто и раньше, что негласный запрет на хождение олигархов в парламент — всего лишь мессидж, адресованный Гагику Царукяну, и т.д. На это можно ответить разве, что авгиевы конюшни были очищены не сразу, что Рубена Айрапетяна по кличке Немец в парламенте 2012 года уже точно не будет, и Эдуарда Мадатяна по кличке Хучуч тоже не будет, и еще с полдюжины людей с кликухами и не самыми прозрачными биографиями, как нам уже известно, в новом парламенте тоже не будет, а это, что бы там ни говорили, уже кое-что… Разумеется, после майских 2012 года выборов Армения не станет в одночасье страной с самым профессиональным и высокообразованным парламентом, но она, возможно, станет страной, в которой власть демонстрирует нетерпимость к посягательству на закон, не ставя различий в чинах и званиях.

Доверие "снизу"

Президент пока только потревожил осиное гнездо, не растормошил, а слегка встряхнул сложившуюся за 20 лет систему коррупции, протекционизма и круговой поруки. Революция это или нет, решайте сами. Те, для кого нигилизм только дань молодежной моде, а вовсе не признак большого ума, уже попытались вникнуть в ситуацию глубже и, помимо прочего, убедились, что любые меры даже при наличии политической воли могут остаться полумерами без поддержки "снизу".

Без такой поддержки радикальные преобразования невозможны, однако на данный момент общественные настроения далеки от оптимистических: социальное напряжение, предновогодний рост цен, неофициально стартовавшая предвыборная кампания, которая проходит под знаком критики экономической ситуации, резкие выпады оппозиции против партии власти отнюдь не способствуют росту доверия к ней…

Несмотря на то что меморандум о создании нынешней коалиции предполагает совместную ответственность партий, на деле опять выходит, что в контексте предвыборной агитации единственной мишенью для нападок и резкой критики выступает РПА. "Оринац еркир" по традиции приписывает себе и лично Артуру Багдасаряну все заслуги власти, ну а "Баргавач Айастан" вообще не позиционирует себя ни с властью, ни с ответственностью за что-либо. В этих условиях республиканцам будет очень не просто заставить население поверить в неизбежность перемен и наличие у партии власти воли к революционным преобразованиям.

Если все последующие шаги в сторону перемен будут видны и понятны, как понятно нежелание президента лицезреть олигархов в следующем парламенте, если потеснятся те, кто удерживает монопольные позиции на рынке, и начнут работать антимонопольные законы, если люди увидят, что перед законом все равны, невзирая на звания и чины, то партия президента сможет обеспечить себе широкую поддержку "снизу", ибо при наличии видимых перемен люди проголосуют скорее за то, что им видно и понятно, нежели за неподкрепленные делом заверения типа "все будет хорошо", "храни вас Бог" и прочее в том же духе…

"Мы все должны измениться", — заявил президент. Народ должен почувствовать на собственной коже, что в стране действительно что-то меняется к лучшему. Ближе к старту официальной предвыборной гонки власть должна предъявить избирателям конкретный перечень и план дальнейших преобразований, которые сделают жизнь народа лучше и справедливее. А еще власть должна суметь убедить народ, что эти преобразования отныне прочно войдут в нашу жизнь и будут носить не временный, а постоянный характер. В этом смысле выбор верной агитационной тактики имеет первоочередное значение. Увы, судя по предыдущим выборам, по части грамотного агитпропа РПА, надо признать, не на самых передовых позициях…

Завершая разговор о воскерчяновско-тер-петросяновской идее революции "сверху", следует согласиться, что аодовской власти не удалось создать госструктуру на правовой демократической основе, но это вовсе не означает, что Левон Акопович должен вернуться во власть, чтобы довершить начатое. А что до поколения-88, то оно, если заметили, и сегодня у власти…